Сейсенбі, 30 Сәуір 2024
Жаңалықтар 2972 0 пікір 30 Тамыз, 2010 сағат 13:37

Айдос САРЫМ. Естественный процесс

Принимать государственную программу функционирования и развития языков на 2011-2020 годы необходимо при максимальном участии общественных сил. Чтобы потом, постфактум, не было разговоров о том, что кого-то не услышали, кого-то проигнорировали. Чем больше мнений будет учтено сегодня, тем меньше отторжения эта программа вызовет завтра.

- Некоторая поспешность в принятии данной программы понятна: осенью обычно верстается бюджет, поэтому уже сейчас необходимо посчитать, сколько средств понадобится на её реализацию. Предыдущий десятилетний план уже истёк, а задачи проведения языковой политики остаются. Думаю, в техническом плане проблем при разработке подобного рода программ нет. Другое дело - политическая сторона: как разработать документ, который бы не разъединял, а объединял? Понятно, что угодить всем не получится. В подобных программах априори заложен потенциал для бурных дискуссий: трудно примирить казахских националистов с русскими. Одни говорят, что русский язык должен стать вторым государственным, другие - что государственным языком может быть только один язык, и его надо усиленно продвигать и поддерживать. Это две полярные точки зрения, и трудно будет найти компромисс между ними. Это потребует от разработчиков непростой ювелирной работы.

Принимать государственную программу функционирования и развития языков на 2011-2020 годы необходимо при максимальном участии общественных сил. Чтобы потом, постфактум, не было разговоров о том, что кого-то не услышали, кого-то проигнорировали. Чем больше мнений будет учтено сегодня, тем меньше отторжения эта программа вызовет завтра.

- Некоторая поспешность в принятии данной программы понятна: осенью обычно верстается бюджет, поэтому уже сейчас необходимо посчитать, сколько средств понадобится на её реализацию. Предыдущий десятилетний план уже истёк, а задачи проведения языковой политики остаются. Думаю, в техническом плане проблем при разработке подобного рода программ нет. Другое дело - политическая сторона: как разработать документ, который бы не разъединял, а объединял? Понятно, что угодить всем не получится. В подобных программах априори заложен потенциал для бурных дискуссий: трудно примирить казахских националистов с русскими. Одни говорят, что русский язык должен стать вторым государственным, другие - что государственным языком может быть только один язык, и его надо усиленно продвигать и поддерживать. Это две полярные точки зрения, и трудно будет найти компромисс между ними. Это потребует от разработчиков непростой ювелирной работы.

Правильно, что власть решила обсуждать эту программу с молодежью. Как бы там ни говорили о силе власти и массовости её партии, ей нужна реальная поддержка общества. Потому что реальная «доводимость» сигналов до общества у многих неправительственных и молодёжных организаций значительно выше, чем у чиновников. И как бы иронично ни относились к молодёжи, именно этот ресурс действительно может сыграть немаловажную роль. Но привлекать необходимо не только молодую поросль правящей партии. Сегодня в стране работают и довольно активно сотни НПО. К ним прислушивается значительная часть молодых казахстанцев. В той же южной столице, в каждом университете есть неплохие студенческие клубы. Если их привлечь к этому вопросу - это было бы интереснее и правильнее с содержательной точки зрения. Здесь не надо делиться по партийному признаку, потому что рассматриваемая программа касается абсолютно каждого гражданина страны.

Вопрос языка - это не просто вопрос филологии или атрибуции. Это вопрос выбора единых понятий и ценностей, которыми власть будет оперировать в диалоге с народом и наоборот. Вы заметили, что сейчас власть говорит на двух разных языках? Для казахскоязычной части населения идут одни сигналы, для русскоязычной - другие. А если бы власть изначально использовала единый понятийный и ценностный аппарат, пусть даже транслируя его на английском или мандаринском языках, если бы политика не содержала двойных стандартов, проблем было бы намного меньше. Многие силы, которые отстаивают интересы русского языка, любят ссылаться на опыт прибалтийских стран как на негативный, хотя я его таковым не считаю. Главное - власть там однозначно обозначила свои позиции и целенаправленно ведёт последовательную политику. И упор там делается на образование, когда с детского сада все дети начинают изучать государственный язык. И тут уже не отвертишься.

А теперь посмотрите, как это произошло с предыдущей языковой программой, которая уже отработана. В ней тоже были меры по дошкольному и школьному образованию. Но в реальности получается, что выпускник школы, который долгие годы изучал государственный язык в каждом классе по несколько часов в неделю - на выходе совершенно его не знает. Поэтому сегодня нужно ставить вопрос и об ответственности системы образования. Честно признаем: учитель казахского языка в русскоязычной школе - это экзотика, блажь. Как для руководства, так и для учеников. Как тут не вспомнить знаменитую сентенцию Бисмарка о прусском учителе...

Может ли новую программу постигнуть та же участь, что и предыдущую? Я лично сторонник того, что при наличии политической воли, реального желания достичь понятных результатов порядок в языковой сфере можно навести и без госпрограммы. И такой опыт тоже есть. Наша власть опять пытается идти по очень толерантному коридору, который уже вызывает настороженность и недовольство немалой части казахского населения, интеллигенции. И это недовольство, естественно, впоследствии может негативно отразиться во время электоральных компаний и повлиять на ситуацию в стране в целом. Если лет десять такая позиция власти воспринималась более или менее с пониманием, то сегодня стоять на раскоряку трудно. Более того, это опасно.

Сейчас главная задача власти - чётко проговаривать свои решения. Безусловно, русский язык ещё долгое время будет сохранять свои позиции, но дальнейшие демографические тенденции, исторические условия приведут к тому, что казахская составляющая станет доминирующей. Это естественные процессы, обмануть или избежать которые невозможно. Уже сегодня доля казахских школьников достигла 70%, в русских школах более 30% учеников - так же казахи.

Необходимо отойти от убеждения, что жизнь будет оставаться точно такой же, как сегодня. Жизнь меняется, сегодняшнее положение вещей разительно отличается от того, что было 20 лет назад. Через 10 лет жизнь будет совершенно другой, нежели сейчас. Поэтому задача подобных программ давать прогнозы и ориентиры того, что стране будет необходимо через год, через два, через пять или десять лет. И правильно доводить всё это населению, чтобы завтра не было никаких обид и упрёков.

Ну и, наконец, русскоязычные граждане должны определиться с тем, что для них Казахстан. Понятно, что Казахстан - это не гостиница типа all inclusive. Уже, слава богу, не лаборатория. Если же это Дом, то его обитатели должны соблюдать понятный набор правил и обязанностей. А изучение казахского языка - это обязанность, пусть и не закрепленная законом. Обязанность человеческая, гражданская. Это элементарное уважение к гостеприимному казахскому народу и земле с великой историей. Если ненавистная коммуналка, из которой хочется вырваться и ради которой не хочется ничего делать, - то ничего путного из этого не выйдет.

Источник: http://www.megapolis.kz/author/SARIM_Aydos

0 пікір