Жұма, 17 Мамыр 2024
Жаңалықтар 3735 0 пікір 20 Тамыз, 2010 сағат 08:31

Чокан актуален всегда

О "белых пятнах" в биографии Ч.Валиханова

В этом году нашему выдающемуся соотечественнику исполняется 175 лет. О его месте и роли в отечественной истории мы беседуем с Эдиге Валихановым, заведующим отделом Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова.

 

Нужны новые подходы

- Эдиге Жансултанович, начнем с простого вопроса. В публикациях, посвященных очередной круглой дате со дня рождения Чокана Валиханова, наблюдается некоторый разнобой с конкретной датой его рождения. В одних публикациях указывается июнь месяц, в других - ноябрь. Уж если нет единства мнений в этом...

О "белых пятнах" в биографии Ч.Валиханова

В этом году нашему выдающемуся соотечественнику исполняется 175 лет. О его месте и роли в отечественной истории мы беседуем с Эдиге Валихановым, заведующим отделом Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова.

 

Нужны новые подходы

- Эдиге Жансултанович, начнем с простого вопроса. В публикациях, посвященных очередной круглой дате со дня рождения Чокана Валиханова, наблюдается некоторый разнобой с конкретной датой его рождения. В одних публикациях указывается июнь месяц, в других - ноябрь. Уж если нет единства мнений в этом...

- Один из лучших чокановедов нашего времени, покойная Мариям Сулейменовна Турсунова установила, что Чокан родился в ноябре 1835 года. Сделала она это на основе отдельных документов, но, тем не менее, требуется поиск каких-то новых уточняющих данных. К сожалению, после издания в середине 1980-х сборников документов этим, по сути, почти никто не занимался. Есть отдельные чокановеды, самолично изучающие его наследие. В этом ряду могу отметить Жараса Омаровича Ермекбаева, который очень методично и скрупулезно занимается биографией Чокана, но его возможности ограничены. Все упирается в наши структуры - административные, научные, культурные, от которых зависит получение разрешения на доступ к архивным и библиотечным фондам. И вообще, пришло время по-новому подойти к оценке биографии Чокана.

Что же касается даты смерти, то она установлена точно - 10 апреля 1865 года по старому стилю, то есть мы должны прибавить к ней 13 дней.

- За последние 40 лет дважды издавался пятитомник избранных произведений Ч.Валиханова. В то же время авторитетные ученые признают, что его научное наследие изучено пока еще недостаточно глубоко. Выражаясь математическими категориями, можно сказать, приблизительно какая его часть в процентном отношении может считаться изученной?

- При обращении к личности Чокана, к его наследию, я думаю, надо исходить из одного очень важного посыла. Мы говорим: это ученый, дипломат, общественный деятель, просветитель, демократ, путешественник, разведчик, но при этом забываем, что Чокан, в первую очередь, был гениальной личностью, которая выразила саму себя в научной и общественной деятельности. Исходя из этой установки, мы должны изучать его наследие непрестанно, добывая как сведения, оставленные им собственноручно, так и все, что сказано и написано о нем как о персонаже истории. Это касается и воспоминаний представителей российской общественности той эпохи, и более поздних сведений, которые были оставлены его потомками и людьми, общавшимися с ним. Это могут быть как письменные, так и вербальные источники. Если будет использован именно такой комплексный подход, то мы сможем обнаружить много новых и интересных вещей.

В то же самое время есть неизданные произведения - здесь требуется расшифровка его рукописей. Большая их часть сконцентрирована в российских архивах, книгохранилищах и даже музеях. Особенно это касается его художественного творчества, дорожных зарисовок, коллекций.

В преддверии 20-летия независимости нам уже пора сказать о нем как еще об одном гении казахской нации. И это очень важный момент. Потому что до сих пор имеют место досужие суждения о Чокане, что он был якобы маргиналом. Или же стереотип, что он только военный разведчик, и, тем самым, заслоняется все остальное. Однако такой однобокий подход в значительной мере обедняет образ и историческую роль нашего великого соотечественника. Почему, например, в русской истории Михаил Лермонтов, который был в принципе таким же офицером, воспринимается, прежде всего, как гений русской литературы? И почему мы не можем сказать о Чокане как о гении казахской общественной мысли?

Это смахивает на что-то вроде комплекса национальной неполноценности. Возьмем того же Абая. До сих пор в его оценке присутствует своего рода полуподход-полуоценка. Для казахскоязычных казахов он однозначно гений, а в восприятии наших русскоязычных сограждан он как бы распылен в ипостасях поэта, философа, выдающегося гражданина, но при этом почему-то остается в стороне его очевидная и бесспорная гениальность.

- Может быть, здесь сказываются стереотипы и идеологические установки, которые довлеют над нами с прежних времен? Ведь тогда среди представителей национальных меньшинств гениев быть не могло. В лучшем случае дозволялось иметь выдающихся деятелей...

- Возможно, это и сказывается. С другой стороны, я считаю, что необходима умная и толковая популяризация их творчества. Все народы мира гордятся своими гениями и выносят их на широкое обозрение. Почему мы не делаем этого? Вместо этого научные труды об Абае издаются тиражами в 1000 экземпляров, о Чокане - 500. И это в лучшем случае. Как донести до наших современников их гениальность? Не говоря уже о мировой общественности.

 

Трагические вехи

- Жизненный путь Чокана никогда не перестанет удивлять. Выходец из казахской степи, представитель кочевой аристократии, оказавшись в абсолютно чужой среде, проявил гениальные способности, сделал блестящую карьеру, написал исключительно ценные, с научной точки зрения труды, но концовка жизни оказалась не совсем логичной. Практически всеми забытый и брошенный. В этом смысле он - фигура трагическая?

- Безусловно. Первый момент: он был воспитан на лучших образцах русской культуры. Он не соприкасался с той ее частью, которая довлела над основной массой российского общества - крестьянством, казачеством и другими низшими сословиями. То есть он не сталкивался с бытовизмом русской культуры. И это очень важно для понимания личности Чокана. С 12-летнего возраста он соприкасался с понятием "высокая культура". И так уж случилось, что он оказался как бы отодвинутым от того, что сегодня называется массовой культурой. Это сквозит в каждом его произведении, в каждом его письме. Чокан изъясняется сугубо на языке Пушкина, Лермонтова и других гениев эпохи. Он - продукт великой русской культуры. Отсюда первая составляющая трагизма его положения.

Второй момент. Будучи чингизидом по происхождению, он с детства соприкасался с образцами высокой казахской культуры. Таким образом, он был воспитанником двух культур на самом пронзительно высоком уровне. Как это ни удивительно, но тогдашняя массовая культура степи также в определенной степени минула его. В семье старшего султана, где он вырос, постоянно гостили лучшие поэты и музыканты казахской степи. Говоря современным языком, это были представители духовной элиты той эпохи. Слушая их, наблюдая за ними вплотную, и формировался будущий гений. Например, эпическое произведение "Козы-Корпеш и Баян-слу" обыденным языком не перескажешь. Это, если хотите, высокий степной стиль.

Окончив кадетский корпус и оказавшись в кругах военной бюрократии, Чокан, тем не менее, вращался на очень высоком уровне. При этом Чокану было присуще критическое отношение к  военной бюрократии, поскольку та нередко занималась решением сугубо личных проблем. Отсюда же корни неприятия им коррупции и взяточничества, которое четко прослеживается в произведениях Чокана.

Третий момент: Ч.Валиханов был классическим службистом. Служил он, как известно, по армейской части и выполнял долг офицера так, как его понимал, а был он в этом вопросе человеком чести. И здесь он сталкивался с трудноразрешимым противоречием. По службе ему то и дело приходилось сталкиваться с обязанностями, возлагавшимися на российского офицера, который должен был быть проводником колониальной политики со всеми ее "прелестями".

Следующий сложный момент в биографии Чокана носит чисто психологический характер. Вся его жизнь в качестве служащего человека - это непрерывный сложнейший стресс. Он ушел, как он сам пишет, от аристократических слоев в своем окружении, от чуждой и ранящей его обыденности колониальной политики, но в то же время он не мог внедриться в свою исконную казахскую среду. По одной простой причине: в ней не было образованных людей его уровня.

В жизни его личная трагедия выпукло выразилась в ситуации 1862 года, когда он принял участие в выборах на должность старшего султана. Он прошел на эту должность, но в последний момент не был утвержден колониальной администрацией.

Другими трагическими вехами стали его участие в черняевской экспедиции и последовавшие за ней события. Экспедиция генерала Черняева, прикрываясь лозунгами цивилизации, заведомо шла на завоевание Туркестана. И делалось это самыми кровавыми методами, что наглядно было продемонстрировано при взятии крепости Аулие-Ата.

Все эти моменты вкупе стали катализатором ухода Чокана из этой, в общем-то, уже достаточно привычной для него среды. Стресс, который он получил, был настолько силен, что он решил остановиться и жить у своего дальнего родственника Тезека Нуралиева. Более того, Чокан женился на его сестре. Самое любопытное, что по существующим казахским традициям он не должен был делать это. Ведь она была его родственницей.

- Ну, раз уж вы заговорили о личном... Почему так получилось, что земной путь Чокана закончился не на родовой территории, а где-то далеко от нее? Это был разрыв с семьей? И если это так, чем он был обусловлен?

- Чокан Валиханов не разрывал с семьей. Какой-то временный разлад был. Но как сын он никогда не терял связей ни с отцом, ни с матерью.

- А почему тогда он не вернулся умирать на родную сторону?

- Да потому что Чокан понимал: если он приедет в Омск (а как офицер он просто обязан был это сделать), то ему снова придется окунуться в ту действительность, которой он попросту тяготился и от которой пытался уйти. Он больше не желал, чтобы колониальные власти его использовали как инструмент для достижения своих целей. Например, генерал Колпаковский все время стремился держать Чокана Валиханова как бы в такой бархатной узде на пользу колониальной администрации. Следует отметить, что сам Колпаковский, происходивший из простых казаков, относился к Чокану довольно доброжелательно. Он даже сохранил его письма. Этим он выгодно отличался от представителей омской колониальной администрации Дюгамеля, Фридерикса и Кури.

 

отделяя зерна от плевел

- Его бегство из экспедиции Черняева может быть охарактеризовано как дезертирство, как это трактуется некоторыми исследователями?

- По имеющимся бумагам это сказать трудно. Наверное, в верхах его очень ценили и поэтому, видимо, решили: раз Валиханов болен, то пусть отлежится, подлечится... Сложно оценивать и сам инцидент с Черняевым. Не исключено, что Черняев, будучи хитрым и умным политиком, не желал портить отношения с большим начальством в Петербурге, где благоволили к Чокану Валиханову.

Вообще вокруг фигуры Чокана сплелось множество противоречивых факторов, которые мы должны рассматривать с позиций, я опять повторюсь, оценки гения, который действовал тем или иным образом. Здесь необходима большая работа не просто исследователей-историков. Нужны подходы, которые позволили бы рассматривать взаимоотношения Чокана со средой его обитания, с начальством, с коллегами по службе более широко. Нужна какая-то психологическая оценка, причем с современных позиций.

Вся сознательная жизнь Чокана - это непрерывный стресс, начиная с 20-летнего возраста. Мне кажется, именно стресс довел его туберкулеза и в конечном итоге погубил его. Я уже говорил, что воспитанный на высокой культуре, он сталкивается с дикой обыденностью, так ярко описанной Достоевским, с которым Чокан дружил. Для сравнения: Достоевский, чье положение также было весьма сложным, выжил в силу феномена своей натуры, которая, в общем-то, временами была не совсем адекватной. Во всяком случае, биографы гения русской литературы не отрицают этот факт. Гениальность Достоевского преломилась в богоискательстве, страсти к игре и других сложных вещах. Что, возможно, и позволило ему выжить. Я делаю такое несколько отвлеченное отступление с одной простой целью, чтобы было понятно, что Чокана Валиханова нельзя оценивать с позиций простого обывательского восприятия. Вот, дескать, был военный разведчик, которого заслали в Кашгар с соответствующей миссией. Все далеко не так просто и однозначно. Самое любопытное, что, в общем-то, никаких документальных свидетельств об этом нет...

- ???

- Ну, понимаете, если бы были документы Генштаба, которые инструктируют купца Алимбая (согласно легенде, именно под этим прикрытием Ч.Валиханов присоединился к торговому каравану, направлявшемуся в Кашгар) о том, что он должен вести разведывательную деятельность, - это другое дело. Но когда таких документов нет, а выдвигаются собственные версии каких-то полковников спецслужб, то, я думаю, к таким вещам надо относиться настороженно. Одним словом, требуются новые подходы, новое прочтение Чокана Валиханова.

- Эдиге Жансултанович, вот вы говорите, нужны документы, подтверждающие легенды. Но разве разведки оставляют документальные свидетельства в таких щекотливых вопросах, как проникновение на чужую территорию с разведывательной миссией?

- Хорошо, а кем тогда был, скажем, П.П. Семенов-Тянь-Шанский? Он был гражданский, который выполнял похожую миссию. А М. Денюков? А Н.М.Пржевальский? Они были военными чинами.

- А разве не факт, что Ч.Валиханов был офицером российского Генштаба?

- Он попал туда уже после кашгарской экспедиции.

- Ладно, пусть, а кто его вообще туда направил?

- Семенов-Тянь-Шанский. Дело в том, что он был приближен к придворным кругам, к царской семье и являлся одной из самых авторитетных фигур в Русском географическом обществе, официальным председателем которого был член монаршей семьи. Кроме того, сказалась традиция, согласно которой в такую экспедицию мог быть отправлен только военный человек. Словом, для Чокана опять же срослось множество факторов.

- Вы хотите сказать, что документов, которые бы подтверждали, что в свою знаменитую кашгарскую экспедицию Ч.Валиханов поехал, будучи сотрудником Генштаба российской армии, не существует?

- Скажем так, они не найдены...

- А откуда тогда вал публикаций об этом, которые категоричны в этом вопросе?

- Потому что люди, которые их публикуют, хотят показать свою значительность, поднять свой авторитет, поиметь какой-то гонорар, ну и так далее...

- Ну, тогда получается, что это фальсификация? А экспедиция-то была!

- Экспедиция была, и в нее попал действительный член Русского географического общества, куда Ч.Валиханов был избран в феврале 1857 года.

- А тот факт, что по итогам экспедиции в Кашгар Ч.Валиханов был удостоен высочайшей аудиенции и получил награду лично из рук императора Александра II, не говорит в пользу версии, что он все-таки был военным разведчиком?

- Надо понимать, что он был экзотичен для особы императора. Тем более для императора-освободителя, как принято сейчас говорить. Кроме того, есть замечания П.И.Небольсина, который писал: "Есть в Петербурге 6 киргизов, которые никакого внимания на себя не обращают. Но среди них есть один, который, быть может, превзошел всех нас вместе взятых. Это султан по происхождению, по образованию военный, по службе путешественник - Чокан Чингизович Валиханов". И писал это не абы кто, а очень известный и авторитетный ученый своего времени.

И еще один штрих, чтобы расставить все точки. Служащим Азиатского департамента Министерства иностранных дел Российской империи Ч.Валиханов также стал после поездки в Кашгар. Его прикомандировали туда, он сдал свой отчет, но его не публиковали, потому что им уже пользовались все разведслужбы империи. Наверняка его отчет читал Л.Корнилов (впоследствии прославленный военачальник) при поездке в Кашгар. Вряд ли обошел его вниманием Маннергейм (впоследствии финский государственный деятель), который со специальной миссией побывал в Западном Китае.

К началу ХХ века азиатские приоритеты России в геополитике сместились в Маньчжурию и Афганистан, а Кашгар отошел на второй план. Поэтому отчет Ч.Валиханова наконец-то увидел свет. Правда, сделано это было не в полном объеме. Полностью он был опубликован уже в советское время.

Однозначный факт - для своего времени отчет Ч.Валиханова о поездке в Кашгар превзошел все ожидания. Можно даже сказать, разведожидания. Это был абсолютно новый и гениальный труд об истории и культуре народов, населявших этот регион.

 

О наследии Чокана

- Из того что вы озвучили, получается, что "белые пятна" в биографии Чокана Валиханова есть даже там, где, казалось бы, их быть не должно...

- Выходит, что так. Поэтому хочу сказать еще вот о чем. Институт истории и этнологии, удостоенный имени Ч.Ч.Валиханова, несколько раз посылал проекты как в Министерство образования и науки, так и в Министерство культуры, но, к сожалению, ни один из этих проектов не был принят во внимание.

В свое время ставился вопрос об издании шеститомника сочинений Ч.Валиханова. Мы четко указали, что имеется 91 произведение (либо самого Чокана, либо о нем), которые не были включены в предыдущие издания его сочинений. Их список был составлен еще Алькеем Хакановичем Маргуланом.

Предлагалось осуществить это издание на казахском и русском языках. Министерство культуры выделило средства на перевод их на казахский язык. Однако уровень работы оказался много ниже уровня самого Ч.Валиханова и потому не может быть признанным заслуживающим одобрения. В казахской прессе по этому поводу были публикации.

- Что даст современному Казахстану - государству, обществу, гражданам - выход в свет всех трудов Ч.Валиханова?

- Это даст совершенно новый импульс для исследования нашего исторического прошлого. Мы странным образом стали думать, что в этом плане нами все уже освоено. Но наука не знает пределов развития, и в ней невозможно подвести итоги. В науке не может быть завершенных или исчерпанных тем. Комплексное изучение наследия Ч.Валиханова с позиций современной научной мысли, современной методологии, современной социологии, антропологии, политологии позволит нам по-новому понять и осмыслить свою историю, свое место в мировой истории.

В этом смысле Чокан актуален всегда...

- Благодарю вас за интересную беседу.

 

Беседовал Мади АЛИМОВ

Источник: http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=537

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 2103
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 2517
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 2202
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1624