Жұма, 3 Мамыр 2024
Жаңалықтар 2461 0 пікір 9 Ақпан, 2010 сағат 06:36

Айдос Саримов: «Национальная политика должна соответствовать темпам развития нации»

В конце прошлой недели группа общественных деятелей, имеющих отношение к Концепции национальной политики, в свою очередь, являющейся альтернативой разработанной правительством Доктрине национального единства, провела рабочую встречу с представителями власти. В Астане наш корреспондент
Джанибек Сулеев встретился с одним из участников этой встречи, известным публицистом и общественным деятелем Айдосом Саримовым.
- Айдос, кто явился главным организатором встречи? О чем там шла речь и кто принимал в ней участие?
- Действительно, такая встреча состоялась, организована администрацией президента, и в ней принимали участие практически все заинтересованные стороны: авторы и инициаторы альтернативной концепции, депутаты парламента, члены Ассамблеи народа Казахстана, представители научной общественности. Состоялась заинтересованная оживленная дискуссия, которая, полагаю, была одинаково полезна для всех ее участников, собравшихся в здании Национальной библиотеки. Встреча модерировалась заведующим отделом внутренней политики администрации президента Дарханом Мынбаем и заместителем председателя АНК Ералы Тугжановым. Стороны национал-патриотов представляли Мухтар Шаханов, Рысбек Сарсенбай, Амангельды Айталы, Дос Кушим, Дос Нурахмет и другие.

В конце прошлой недели группа общественных деятелей, имеющих отношение к Концепции национальной политики, в свою очередь, являющейся альтернативой разработанной правительством Доктрине национального единства, провела рабочую встречу с представителями власти. В Астане наш корреспондент
Джанибек Сулеев встретился с одним из участников этой встречи, известным публицистом и общественным деятелем Айдосом Саримовым.
- Айдос, кто явился главным организатором встречи? О чем там шла речь и кто принимал в ней участие?
- Действительно, такая встреча состоялась, организована администрацией президента, и в ней принимали участие практически все заинтересованные стороны: авторы и инициаторы альтернативной концепции, депутаты парламента, члены Ассамблеи народа Казахстана, представители научной общественности. Состоялась заинтересованная оживленная дискуссия, которая, полагаю, была одинаково полезна для всех ее участников, собравшихся в здании Национальной библиотеки. Встреча модерировалась заведующим отделом внутренней политики администрации президента Дарханом Мынбаем и заместителем председателя АНК Ералы Тугжановым. Стороны национал-патриотов представляли Мухтар Шаханов, Рысбек Сарсенбай, Амангельды Айталы, Дос Кушим, Дос Нурахмет и другие.
- Можно ли говорить, что лед тронулся, в том смысле, что наконец-то состоялся полноценный диалог между вашими единомышленниками и властью?
- Я бы сказал по-другому. Эта дискуссия является логическим, закономерным продолжением встреч и консультаций, которые начались еще в декабре прошлого года в Алматы. Тогда, как вы помните, была достигнута договоренность, что оппоненты опубликованной доктрины представят свое видение в виде отдельного документа до 20 января т.г. Такой документ был подготовлен и в указанные сроки представлен в «Ак Орду». Полагаю, что небольшая сдвижка сроков проведения дискуссии была связана с тем, что в этом году послание президента Нурсултана Назарбаева было озвучено немного раньше, чем обычно. Таким образом, обе стороны сдержали свои слова и обещания, что является некой гарантией того, что дальнейшие шаги и действия будут плодотворными. По крайней мере, хочется на это надеяться.
- Тем не менее встреча или дискуссия состоялась. О чем шла речь? Какие вопросы поднимались во время обмена мнениями?
- Начало диалогу положено. Напомню, что в общей сложности во встрече принимали участие более тридцати человек, каждый из которых смог выступить и рассказать о собственной позиции, выразить свое отношение как к проекту доктрины, так и к проекту альтернативной концепции. Были, конечно, и обоюдная критика, некоторые спорные моменты, но в целом все выступления были конструктивными, нацеленными на поиск разумного компромисса. Ведь встречались не непримиримые оппоненты, а люди, имеющие разные мнения относительно одних и тех же проблем, скорости и темпов национального строительства. На поверку оказалось, что есть очень много точек соприкосновения и обоюдное стремление укреплять независимость государства, обеспечить поступательное развитие общества, развивать межэтнический мир и гражданское согласие. Я не хочу останавливаться на конкретных выступлениях и мнениях участников дискуссии, поскольку при желании каждый может сделать это и сам. Я лично говорил о необходимости создания совместной рабочей группы, прекращения информационного противостояния вокруг проектов, а также принципах создания такой рабочей группы.
- Понятно. А каковы в общих чертах достигнутые договоренности?
- Самое главное, что мы договорились о необходимости совместной выработки нового документа, вокруг которого компромисс может быть достижим. Участники встречи договорились, что на паритетной основе будет создана специальная комиссия, в которую каждая сторона делегирует по десять человек. Из этого числа уже будет образована рабочая группа по четыре человека с каждой стороны. С нашей стороны в ее состав уже предложены Амангельды Айталы, Дос Кушим, Дос Нурахмет и я. Достигнута договоренность о необходимости юридического оформления деятельности комиссии, что, безусловно, повысит как ее статус, так и ответственность ее членов.
- А вы не боитесь, что работа комиссии может повторить судьбу существовавших ранее НКВД и ПДС?
- Надеюсь, этого не случится. Полагаю, что отличие нашей комиссии от тех, что вы назвали, заключается в том, что нашем случае есть конкретный предмет и форма реализации - проект нового документа, который синтезирует все существующие на сегодня предложения и наработки. У меня нет ощущений, что происходящее не серьезно или подразумевает некие игры. Понятно, что, идя на такие шаги, каждая сторона берет на себя серьезные обязательства. Ибо и предмет дискуссии крайне серьезен и важен для страны и нации. Понятно, что у всех есть свое мнение, свои отличные от других представления о судьбах Родины, но у нас нет такого же количества родин. Она на всех одна. И наша общая задача - попытаться совместить наши видения по наиболее важным вопросам, сделать все, чтобы национальная политика на ближайшие годы соответствовала темпам развития нации, чтобы постулаты и принципы государственной политики соответствовали новым горизонтам и новой парадигматике общества. Желание это общее, обоюдное. И в этой связи я хочу отдать должное и нашим коллегам из администрации президента, которые сумели собрать за один стол все стороны, и начать диалог, честно скажем, по очень не простым вопросам.
- Вы думаете, возможно сегодня скрестить «ужа с ежом», то есть доктрину и вашу концепцию?
- Смотря как к этому относиться. Если воспринимать доктрину и концепцию как вещи взаимоисключающие, то нет. Но если смотреть шире, не прибегая исключительно лишь к черно-белому колеру, то возможно еще раз повторю сказанное неделю назад: многие из тех, кто сегодня критикует проект нашей концепции, документ попросту не читали или считывали свои собственные мысли. Долгое время в обществе сильно третировали казахских националистов, сделали эдакой страшилкой, которой пугали особенно чувствительных и эмоциональных журналистов и членов Ассамблеи народа Казахстана. Да и сами те, кого принято называть «национал-патриотами», давали много поводов для этого, идя на поводу навязанного «имиджа». Соответственно, все их инициативы рассматривались сквозь призму настойки валерьянки. Сегодня и националисты, и нация переходят в другое качество. Меняются лозунги, кардинально усложняется политический дискурс. Та же концепция - результат коллективного труда десятков организаций, представителей интеллигенции, средств массовой информации. И власть правильно делает, когда начинает вести диалог с этой частью общества тоже. Ведь если разобраться, то на ближайшие десятилетия есть только два долгосрочных тренда, которые будут влиять на все и вся, - национальный и религиозный. Как с этим не считаться? Как историк я мог бы назвать десятки примеров из мировой истории, когда в одночасье менялись дискурсы политиков и целых наций. Взять, к примеру, того же Пилсудского, который, будучи социал-демократом, совместно с Александром Ульяновым покушался на царя Александра III. А потом, став лидером Польши, успешно воевал против вчерашних соратников, заявляя: «Я сел на красный трамвай только для того, чтобы добраться до остановки «Независимость». Жизнь, политика - вещи гораздо более сложные, нежели наши представления о них.
- Что вы могли бы сказать на те инвективы, которые продуцируют ваши оппоненты из числа русско-славянских общественных организаций и в частности на сайте Russians.kz?
- Не хочется отвечать на выпады тех, кто раздражается от одного только слова «казах». В случае с указанным сайтом могу сказать одно: авторы данного сайта видят только то, что хотят видеть. А это уже не дискуссия, а особенность психики. Ни одна модель, которая подразумевает самостоятельный вектор развития Казахстана, их не устроит. Почитайте внимательно указанный сайт и увидите, что «казахская тематика» там или отсутствует вообще, или представлена в виде откровенного издевательства над всем казахским. Их можно было бы уважать, если бы они отстаивали свои этнокультурные права в качестве граждан Казахстана, стопроцентно признающих нашу государственность и независимость, ценности, институты, историю, культуру страны, тот же казахский язык. Но давайте честно скажем, речь ведь идет о «двойной лояльности». Вспомните знаменитую «дилемму Ришелье»: нельзя быть слугой двух господ! Полагаю, что в ближайшие годы так или иначе все должны определиться со своим выбором. И чем скорее этот выбор произойдет, тем легче будет совместная работа и диалог.
- Айдос, перейдем к другим вопросам. Кто вы: политолог, культуролог или игрок, т.е. политик?
- Хороший вопрос, неожиданный. Я не смогу на него ответить односложно. Поскольку уровень развития нашего общества таков, каков есть, приходится заниматься и тем, и другим, и третьим. Если же говорить о других идентичностях, то могу, перефразируя слова Дэниела Бэлла, сказать: в политике я - демократ, в экономике - либерал, в культуре - консерватор. И один из тех, кто не боится признать себя казахским националистом. Сегодня уже пришло время отходить от формулировок вроде «национал-патриот» или казахского «ұлтжанды». Надо отсеять слово «национализм» от советских и постсоветских наслоений и шелухи. Нормальный, цивилизованный национализм присущ любой здравой политике.
- Что, по-твоему, главное в сегодняшнем казахском менталитете? И куда движется этот менталитет?
- Я уже как-то отвечал на этот вопрос словами Алехо Карпентьера: мы живем в такую эпоху, когда в одно и то же время, в одном и том же пространстве сосуществуют жители всех веков, начиная с каменного века и заканчивая ХХII. Современное казахское общество - многосоставное, разноскоростное, разновекторное по своим ценностям и идеалам. Нам еще только предстоит произвести мощную модернизацию нации. И только от нас, живущих сегодня, зависит то, каким будет общество через 50 или 100 лет. По сути, нам надо как барону Мюнгхаузену самих себя вытянуть из болота за волосы. А если это сделает кто-то другой, то мы уже не будем теми, кем хотим стать. Требуется приложить колоссальные усилия, для того чтобы каждый день менять нравы и мышление, начиная с себя. А нравы и мышление меняются в основном путем законов и мощной культуры. Это не только задача власти или общества. Это задача каждого ответственного гражданина. Власть должна путем принятия законодательных актов, а потом путем безусловного их выполнения создавать и укреплять институты. Общество должно вырабатывать новые ценности, традиции, формировать самодостаточную, самобытную культуру. Осуществить модернизацию можно только сообща, только совместными усилиями. В одиночку здесь, боюсь, не справится даже Всевышний.
- Послевоенная Япония поднималась из руин под девизом: «Японский дух - западные технологии». Каким, на ваш взгляд, должен быть девиз казахов?
- Можно переиначить: «Казахский дух западные технологии». Лично мне нравится триада: «Нация. Свобода. Прогресс».
- Великий Абай, фигурально выражаясь, двойственно относился к своему народу - любил и жестко критиковал... Что для вас так называемая «амбивалентность национальных чувств» на сегодняшний момент - больше любви или чувства неудовлетворенности и досады?
- Это свойство великого, выдающегося ума, который досконально понял свой народ. Свойство великого ума в том, что он одинаково прозревает как хорошее, так и плохое. Абай критикует свой народ, чтобы он стал лучше. Живи Абай сегодня, он стал бы первым оппозиционером. Я бы хотел, чтобы мы сегодня не смотрелись в Абая как в зеркало, то есть не были героями и персонажами Абая. Хотелось бы воспринимать его как выдающегося поэта, мыслителя. Думаю, что и такое время настанет. Лично у меня больше позитива в отношении будущности казахов. В нашей жизни, особенно у взрослого поколения, и без того перебор с негативом, упадничеством или, как я это называю, «акырзаманством». Конкурировать в этом не с руки. Давайте лучше конкурировать в оптимизме.
- На каком языке думают билингвы, подобные вам, и если они мыслят образами, то какой должна быть картина мира в вашем случае - к примеру, оседлой или кочевничьей?
- Я очень быстро переключаюсь с одного языка на другой. Когда говорю, читаю и слушаю на казахском - то мыслю на казахском. И наоборот. Иногда, например, конспектируя какие-то книги или труды ученых, делаю ремарки на казахском. Если брать национальные образы - то они, безусловно, казахские. Лучше всего это проверяется при прослушивании казахской музыки. Если ты слушаешь казахский кюй, а в голове не проносится тысячелетние степные образы, то вряд ли ты можешь назвать себя казахом. Степь - мощнейший архетипический образ, мощная космогония, которые трудно выветрить даже ГУЛАГом и массовыми репрессиями. Что касается «кочевости» и «оседлости», то у меня лично мнение такое: кочевая цивилизация умерла. Это может кому-то не нравиться, но это так. Задача сегодняшнего дня - сформировать такую «оседлую» картину мира, в которой жил бы дух степной свободы, формировать такую культуру, традиции, которые бы гармонировали с Природой, совмещали внутренний и внешний Космос человека. Главное, как мне кажется, - внутренняя свобода человека, его наполненность и одухотворенность. Человек не может противопоставить внутреннюю пустоту внешнему миру. Казахстан будущего - это Казахстан культурных и природных парков с несколькими крупными агломерациями, стягивающими пространство и время вокруг себя.

«Известия-Казахстан» газеті

 

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 973
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 836
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 639
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 703