Сенбі, 4 Мамыр 2024
Жаңалықтар 3218 0 пікір 13 Желтоқсан, 2009 сағат 19:22

Мухтар Тайжан. Ориентир - национальное государство

Разъяснение казахской позиции русскоязычным гражданам Казахстана

Проект Доктрины национального единства вызвал далеко не однозначную реакцию в казахстанском обществе. Высказываются порой диаметрально противоположные мнения и предложения. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью, которая наверняка тоже будет воспринята неоднозначно. Тем не менее, мы решили опубликовать ее - в порядке дискуссии.

О том, чего нет в Доктрине

Более месяца назад был обнародован проект Доктрины национального единства. Он вызвал резкое возмущение у части казахской интеллигенции во главе с Мухтаром Шахановым. В связи с этим я решил попытаться раскрыть казахскую позицию русскоязычным гражданам страны, которые, не владея казахским языком, не имеют возможности в деталях понять, в чем заключается суть нашего несогласия.

Отметим, что в последнее время у нас в стране произошли и другие знаковые события "из той же оперы". Уже около полутора лет в Астане на пустыре разрушаются памятники основателям и защитникам Казахского ханства - Жанибеку и Керею, а также выдающимся казахским батырам. До сих пор обществу не объяснили четко, как собираются с ними поступать.

Разъяснение казахской позиции русскоязычным гражданам Казахстана

Проект Доктрины национального единства вызвал далеко не однозначную реакцию в казахстанском обществе. Высказываются порой диаметрально противоположные мнения и предложения. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью, которая наверняка тоже будет воспринята неоднозначно. Тем не менее, мы решили опубликовать ее - в порядке дискуссии.

О том, чего нет в Доктрине

Более месяца назад был обнародован проект Доктрины национального единства. Он вызвал резкое возмущение у части казахской интеллигенции во главе с Мухтаром Шахановым. В связи с этим я решил попытаться раскрыть казахскую позицию русскоязычным гражданам страны, которые, не владея казахским языком, не имеют возможности в деталях понять, в чем заключается суть нашего несогласия.

Отметим, что в последнее время у нас в стране произошли и другие знаковые события "из той же оперы". Уже около полутора лет в Астане на пустыре разрушаются памятники основателям и защитникам Казахского ханства - Жанибеку и Керею, а также выдающимся казахским батырам. До сих пор обществу не объяснили четко, как собираются с ними поступать.

Некоторые русские, славянские и казачьи организации выступили с характерным предложением: изменить выборное законодательство и разрешить им выдвигать кандидатов в депутаты мажилиса от своих организаций как от партий, то есть по национальному признаку.

Следует отметить, что это предложение идет вразрез с общепринятыми демократическими нормами. И в мире, и у нас не разрешается создавать политические партии по национальному и религиозному принципу.

Другие предвзято истолковывают смысл международных документов о нацменьшинствах. Так, В.Курганская в последнем номере газеты "Свобода слова" утверждает, что в международной практике существуют документы, в которых оговорены права нацменьшинств, основной смысл которых в том, что этнические группы в той или иной стране могут использовать свой язык наравне с государственным, например, в делопроизводстве. Как специалист-международник заявляю, что это лукавство, такого в международном праве и практике нет.

Также нет в международном праве положения о том, что в ущерб коренному этносу выше ставятся права этнических меньшинств, к примеру, при принятии их на работу в госорганы.

Во-первых, международное право в отношении нацменьшинств является в основном т.н. soft low, т.е. носит лишь рекомендательный характер. Во-вторых, концепция международного права в отношении нацменьшинств заключается в недопущении дискриминации и ассимиляции в местах их компактного проживания.

Но все представители нацменьшинств в мире обязаны не только владеть государственным языком, но и знать историю страны проживания, от них требуют лояльности к стране и уважения к государственным символам. В некоторых странах они сдают экзамены на эти темы и только потом получают гражданство.

Оппозиция в лице ОСДП "Азат" поддержала мнение казахской интеллигенции, и партия призывает снять с обсуждения проект Доктрины, чтобы не будоражить общество столь деликатной темой. По мнению политиков, в стране хватает более насущных вопросов, таких, как безработица, туберкулез, СПИД и др.

Эти социальные проблемы были, есть и будут в любой стране. Между тем, хозяйское отношение к своей стране, другими словами - гражданская активность, начинается с возрождения чувства патриотизма и любви к своему родному народу, его истории, языку и с искреннего желания сделать этот народ более сильным, в том числе экономически.

А если мы позволим размыть нас, казахов, в "казахстанском котле народов", мы потеряем не только национальный язык и душу, патриотизм, но и хозяйское отношение к нашей стране, т.е. гражданскую активность. Я думаю, в этом и должен был заключаться самый главный смысл Доктрины.

Как известно, у большинства диаспор Казахстана есть свои собственные национальные государства (и слава Богу), поэтому по-настоящему хозяйского отношения (гражданской активности) в нашей стране можно ожидать только от самих казахов. За редким исключением, конечно.

Хочу заявить, что мы не выступаем против русских или других диаспор нашей страны. Мы не добиваемся для себя привилегий в гражданско-правовом смысле. Мы не собираемся никого казахизировать, ассимилировать, как нас самих русифицировали в царское и советское время. Все диаспоры страны, как и принято в цивилизованном мире, смогут и дальше сохранять свою самобытность, языки, школы.

Но государственный казахский язык должен стать по-настоящему государственным, как во всех остальных странах мира. Именно он должен стать у нас языком межнационального общения. Мы элементарно хотим сохранить свое национальное государство в качестве колыбели и источника казахской нации.

Подавляющее большинство стран мира создано и функционирует именно как национальные государства. Анациональные государства, такие, как США, Австралия, Бразилия и др., были созданы пришлыми завоевателями или колонистами, но сначала там физически и духовно уничтожили автохтонную нацию.

Одним из главных посылов не только обсуждаемой Доктрины, но и национальной политики последних лет является тезис о многонациональности Казахстана, а казахи якобы являются одним из 140 народов, проживающих в стране.

Я считаю такую постановку вопроса некорректной по отношению к казахам. И дело даже не в том, что казахи составляют сегодня 67% населения страны. Казахи - это по праву государствообразующая нация, их предки веками отдавали жизни за свободу и независимость этой земли. Остальные народности Казахстана - это классические диаспоры, оказавшиеся здесь недавно (в историческом плане).

Мы или наши предки исторически жили здесь всегда, тогда как представители других народов стали селиться на нашей земле всего около 150 лет тому назад. А многонациональность - черта всех современных государств, за редким исключением (например, Корея и Япония).

 

О том, что обусловило казахский менталитет

Испокон веков на данной территории тюркские народы образовывали не просто государства, а мощные империи с сильными регулярными армиями, высокой притягательной культурой, собственным алфавитом. Древние вавилоняне, ассирийцы, греки, персы, китайцы и арабы поддерживали уважительные дипломатические отношения с кочевыми империями. Известно, что завоеватели древнего мира, такие, как Кир, Дарий, Александр Македонский, терпели поражения, пытаясь завоевать кочевников.

Империи гуннов, тюрков были самыми крупными по территории империями в истории человечества. Тюркский Каганат VI-VIII вв. н.э., простираясь от Енисея до Дуная, имел мощную культуру, включая собственный тюркский алфавит и календарь.

Вообще, кочевые народы Евразии внесли в развитие общечеловеческой цивилизации такие революционные открытии, как бронза, железо, колесо, одомашнивание лошади, брюки, лук и стрелы, металлическая кольчуга, двуручные мечи и кривая сабля, баня. До открытия пороха и огнестрельного оружия именно тюрки были разработчиками самых передовых для своего времени военных технологий.

Гений тюрка Аль-Фараби мог раскрыться только в культурной среде города Отрара, библиотека которого считалась тогда второй в мире после Александрийской. Кстати, в Европе в те времена еще не было библиотек, а Русь только знакомилась с учением Иисуса Христа.

Традиции кочевых тюркских империй продолжил Чингисхан. Основной силой его туменов были тюрки, а кыпчакский язык был самым распространенным языком в созданной им империи. А степи Золотой орды так и назывались - Дешт-и-Кыпчак (степи кыпчаков).

Более чем либеральной была налоговая система - всего 10% от оборота. В это же время в Европе только церковная десятина составляла 10%, не считая барщины и оброка. Поэтому мы можем сказать, что созданные Чингисханом и его потомками кочевые империи имели самые передовые для своего времени государственные системы управления.

В те времена государство гарантировало свободу вероисповедания, развития культуры каждого народа, входившего в империю. Например, Андрей Рублев писал свои гениальные иконы и расписывал церкви именно во время так называемого "ига Батыева". В степи никогда не было религиозных войн, казахи никогда не участвовали в газаватах. Вот откуда идет знаменитая толерантность тюркских кочевников.

Казахское ханство было основано в 1465-66 годах ханами Жанибеком и Кереем. Тогда люди, жившие тут испокон веков, решили, что все они теперь будут одним народом - казахами. Они учредили верховную власть в лице общего хана, а также регулярные войска.

Несомненно, что с точки зрения международного права Казахское ханство было именно государством, так как обладало четырьмя обязательными признаками государства - субъекта международных отношений: населением, территорией, суверенной властью и дипломатическим признанием со стороны других государств.

В следующие три века Казахское ханство разрослось по территории большей, чем сегодняшний Казахстан, его население составляло несколько миллионов человек. Но в результате столетней кровопролитной, но победоносной войны с джунгарами в XVII-XVIII вв. Казахское ханство сильно ослабло. Этим воспользовалась набравшая к тому времени мощь Российская империя, и с 1731-го по 1864-й год Казахское ханство постепенно стало терять суверенитет - сначала номинально, а потом и реально - в пользу северного соседа.

В XIX-м и XX-м веках в Казахстан было сослано множество разных людей - диссиденты, интеллигенты и даже целые народы. Это правда, что казахи всех принимали, делились с ними чем могли, исходя из тысячелетнего закона кочевников - гость имеет право на еду, ночлег, а обидеть его может лишь человек, не имеющий чести. Но кто мог тогда подумать, что через несколько десятилетий казахам придется доказывать, что исторически это их земля, а другие народы по отношению к ним - исторические гости!

Казахи имеют славные традиции национально-освободительного движения. Широко известны восстания под предводительством хана Кене, Махамбета-Исатая, восстание 1916 года, движение "Алашорды", "Жас-Тулпара", декабрь 1986-го, наконец. Но все они подавлялись, и продолжалась политика русификации, главной целью которой была экономическая колонизация огромных природных богатств Казахстана.

Казахов всегда было больше, чем узбеков, кыргызов, туркменов, причем на порядок. Многочисленное казахское население мешало большевикам экономически осваивать богатый край. Поэтому и были затеяны голод и истребление народа, особенно интеллигенции. В результате, в течение всего нескольких лет численность казахов в Казахстане сократилась вдвое, и мы практически лишились думающей части народа. Из интеллектуалов в живых оставили только лояльных большевистской политике людей, некоторым для собственного спасения пришлось письменно отказаться от своих бывших товарищей - алашординцев. Из великих поэтов позволили возвеличивать только Абая, который, как казалось большевикам, клял свой народ и восхвалял русских.

В Казахстане открыли шесть военных полигонов, самый опасный из которых - Семипалатинский - был создан в густонаселенном месте. Причем первые 14 лет, с 1949-го по 1963-й год, взрывы производились в атмосфере, т.е. под открытым небом. Одновременно в Казахстан на освоение целины завезли миллионы славян, и доля коренного населения в республике упала до 29%.

Казахам повезло, что в 1960-80 годы во главе республики стоял настоящий патриот, интеллигент и просто порядочный человек Динмухамед Кунаев. Во времена его руководства и была создана промышленность Казахстана, отстроены города. Именно Кунаев не дал создать Целинный край на севере республики, немецкую автономию в Целинограде, вернул несколько переданных ранее Узбекистану районов. Думаю, если бы не Кунаев, сегодняшний Казахстан был бы намного меньше территориально и менее развит экономически.

Но дискриминация казахов на собственной земле продолжалась. Все мы помним, что коренному населению практически не позволяли прописываться в крупных городах. Так, в Алматы, столице республики, казахов в советское время было около 5% населения. Поэтому очень мало казахов смогли освоить инженерные профессии.

К 1986 году Москва решила, что пора окончательно русифицировать Казахстан, и с этой целью в республику был направлен коммунист из российской глубинки - Геннадий Колбин. Реакция народа стала неожиданной для метрополии, результаты - кровавыми, но декабрьские события остановили окончательную русификацию казахов.

В последние годы существования Советского Союза на волне возрастающего национального самосознания в Казахстане приняли Декларацию о суверенитете, закон о языках. В 1991 году мы объявили о государственной независимости. Правда, случилось это 16 декабря, то есть спустя восемь дней после того, как Советский Союз уже прекратил свое существование вследствие решения, принятого в Беловежской пуще.

Новейшую историю все мы хорошо знаем. Нашими недрами и самыми большими предприятиями завладели иностранцы, и народ наш так и не стал богатым. Сегодня можно уверенно сказать, что благодаря независимости обогатилась лишь кучка людей, приватизировавших национальное экономическое достояние.

 

О государственном языке

Вышесказанным я хотел напомнить о том, наследниками каких великих империй и носителями каких мощных государственных традиций являются сегодняшние казахи - государствообразующая нация Казахстана. Просто XX век сильно подкосил казахскую нацию, и сейчас наш народ только-только встает на ноги как численно, так и ментально. Но подспудно в казахах сидит мощная государствообразующая ментальность.

У казахов особое, я бы сказал, обостренное чувство истории. Вышеописанные и другие факты передавались из поколения в поколение, т.е. родители внушали детям любовь и уважение к Родине и предкам.

Но сегодня мы видим, что вопросы возрождения казахской нации, нашего языка, культуры, истории замалчиваются. По казахстанским телеканалам казахские передачи идут вперемешку с русскими. Российские каналы нивелируют попытки создать казахскоязычную среду в стране. Требование вещать, как минимум, 50 процентов эфирного времени на государственном языке нашими телеканалами позорно обеспечивается ночными эфирами.

Дело в том, что в стране и не пытаются создать казахскую языковую среду. Каждое казахское слово должно тут же переводиться на русский, иначе это расценивается как дискриминация.

Нам пора отказаться от концепции изучения госязыка, это не научное явление, чтобы его так долго изучать (уже 20 лет изучаем). Надо переходить к практическому применению казахского языка. Только в процессе его применения происходит обучение людей и развитие самого языка.

И стесняться тут нечего. В мировой практике, в тех же документах о нацменьшинствах ясно прописано, что нацменьшинства обязаны знать государственный язык. И это нормально. Государственное стимулирование и принуждение к применению госязыка вполне оправданно согласно международным нормам.

А у нас даже наши руководители не хотят говорить на родном языке. Они и детей своих учат в космополитической среде, в основном на русском или английском языках. А нас теперь за попытки говорить на казахскую тему пугают правоохранительными органами! Как будто мы живем при оккупационном режиме! Или нам опять надо бороться за национальное достоинство?

Принятие Доктрины в ее сегодняшнем варианте пагубно отразится на общественном спокойствии в стране. Казахи никогда не согласятся с идеологической потерей национального государства. Политика двуязычия на деле означает забвение казахского языка. Нам пора начать строить нормальное национальное государство при соблюдении общепринятых в мире прав национальных меньшинств.

Основой гражданского объединения в стране могут быть только казахский язык и лояльность к казахскому государству. Другое может привести к столкновениям, потому что терпение народа небезгранично. Нужно срочно определяться с национальной идеологией.

 

Газета «Сентрал Эйжа Монитор»

 

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 1069
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 964
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 712
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 813