Сенбі, 4 Мамыр 2024
Жаңалықтар 3238 0 пікір 13 Желтоқсан, 2009 сағат 19:17

Алим Баялиев. Открытое письмо Казахской Общественности

В этом году Независимый Казахстан будет отмечать совершеннолетие. За годы суверенитета наша страна прошла очень большой путь и значение наших достижений особенно хорошо просматривается из зарубежа. Сегодня мы, граждане Республики Казахстан, обучающиеся за границей, с гордостью говорим о своей стране, рассказываем нашим иностранным друзьям о своем народе. В то же время у нас очень много проблем, задач, которые всем нам предстоит решать. Это и демократизация политических институтов, и построение сильного гражданского общества, и борьба с коррупцией. Но сегодня мы хотим высказать свое мнение по другому вопросу. Это письмо является не плодом праздного пустословия, но выражением нашей гражданской позиции и обеспокоенности за судьбу страны.

В этом году Независимый Казахстан будет отмечать совершеннолетие. За годы суверенитета наша страна прошла очень большой путь и значение наших достижений особенно хорошо просматривается из зарубежа. Сегодня мы, граждане Республики Казахстан, обучающиеся за границей, с гордостью говорим о своей стране, рассказываем нашим иностранным друзьям о своем народе. В то же время у нас очень много проблем, задач, которые всем нам предстоит решать. Это и демократизация политических институтов, и построение сильного гражданского общества, и борьба с коррупцией. Но сегодня мы хотим высказать свое мнение по другому вопросу. Это письмо является не плодом праздного пустословия, но выражением нашей гражданской позиции и обеспокоенности за судьбу страны.

Одним из важнейших для страны вопросов, на наш взгляд, является вопрос нашей самоидентификации и национальной идеологии. Мы с горечью видим, что этот основополагающий вопрос остается нерешенным и на восемнадцатом году нашей Неависимости. Сколько бы ни говорили о том что век идеологий прошел, мы, придерживаясь либерально-демократических ценностей, все же уверены, что без определенного идеологического стержня государства быть не может. Тем более это касается Казахстана. Без демократической, но в то же время ясной, сильной и, главное, верной и жизнеспособной идеологии обессмысливается само существование Республики Казахстан, всякий смысл теряет Независимость.
Особенно горячо идеологический вопрос обсуждался в последнее время, свидетельством чему являются бурные дискуссии по поводу идеи "Казахстанской нации", митинги в защиту Государственного языка, острая реакция последовавшая за началом выдачи новых биометрических паспортов. В этой связи, мы, наблюдавшие за всем этим извне, посчитали невозможным оставаться безмолвными.
Непосредственным толчком к написанию сего письма послужило общественное обсуждение развернувшееся вокруг новых паспортов. В ходе этой дискуссии стало ясно, что у нас в стране все еще сильны стереотипы и шаблоны советского периода, старые и абсолютно непригодные подходы, и, как следствие, до сих пор царит терминологическая неразбериха. Прежде всего необходимо разграничивать такие понятия как гражданство и этническое происхождение. Во всем мире нация, национальность (т.е. принадлежность к какой-либо нации), гражданство (nation, nationality, citizenship) являются понятиями синонимичными и носят политический, гражданский характер. То есть национальность у всех граждан отдельно взятой страны может быть только одна. Совокупность всех без исключения граждан отдельно взятой страны именуется нацией. Нация в пределах одного государстве одна и едина. У нас же до сих пор с экранов телевизоров и газетных полос без устали говорят о "нациях и народностях Казахстана"(!), о "130-и национальностях, мирно сосуществующих в Казахстане"(!). О каком единстве и сплоченности можно в такой ситуации вести речь? На самом деле то, что мы, благодаря советскому наследству, называем национальностью, во всем мире именуют этническим происхождением и никак иначе. Национальность у всех граждан отдельно взятой страны, вне зависимости от этнического происхождения, как мы уже говорили, одна. Нам следует решительно и в срочном порядке избавляться от большевистской терминологии. Из-за всей этой путаницы в головах доходит до смешного. Достоверно известен случай, когда гражданин Казахстана Венгерского происхождения (который в Венгрии никогда и не бывал) заполняя декларацию при въезде в КНР, чуть не вписал в графу национальность (nationality) Венгрию.
В этом контексте абсолютно закономерна идея о том, что в качестве граждан Республики Казахстан все мы, независимо от этнического происхождения, должны ощущать себя единой нацией и называться унифицированно. Нация в пределах суверенного государства может быть только одна и наличие сильной жизнеспособной национальной идеологии (даже в наш век всеобщей либерализации) является главнейшим условием самого существования нации, ее единства и благополучия. Без сомнений, идея о создании единой Казахстанской нации была продиктованна именно этой необходимостью. Мы горячо поддерживаем саму идею о формировании единой политической, гражданской нации. Но выступаем категорически против названия оной "Казахстанской". Мы, вслед за теми, кто уже высказывался в этом ключе (и число таких, иншаллах, множится) считаем, что наша нация должна и может называться естественно и просто - Казахской. Все мы в плане гражданства - Казахи. Как нам термин Казахстанцы? Искусственно, надуманно, пресно, некрасиво... А главное несправедливо. Во всех унитарных государствах, чьи территории изначально представляли собой исконные земли основных, коренных этносов, нации получили свои названия от названий коренных этносов. Попробуйте найти пару для следующих слов, таким образом, чтобы они имели такую же связь, какую имеют Казах и Казахстанец: Немец (Deutscher) - ...; Француз - ...; Турок - ...; Японец - ...; Нет таких слов. Есть такие слова как "Россиянин" или "Американец", к которым аппелируют поборники идеи Казахстанской нации. Но нет никаких оснований для проведения параллелей между этими странами и Казахстаном. Возьмем, например, нашего северного соседа. Россия, по определению, является федерацией. Казахстан - государство унитарное. Автономии в составе России представляют собой исконные земли проживающих там этносов (Татарстан, Чечня, Дагестан, Бурятия...). Поэтому Татары, например, имеют полное историческое и моральное право отказываться именоваться Русскими. Тем более что Казанское ханство вошло в состав России отнюдь не на добровольных началах. Казахстан - исконная земля только Казахов. Все остальные этнические группы, волею судьбы здесь оказавшиеся, появились в Казахстане гораздо позже и в результате процессов неестественных. В этом нет их вины. Но в этом нет и вины Казахов. Казахи никого к себе не зазывали. Но и вынужденных переселенцев приняли более чем гостеприимно. Поэтому будет совершенно естественно, если все прибывшие в смысле гражданства будут частью Казахской нации (Не думаем, что кто-то будет делать из этого проблему. Напротив, видим, что многие к этому готовы и хотят этого, а многие и вовсе уже именуются Казахами). Все мы вне зависимости от этнического и расового происхождения являемся равноправными членами Казахской нации, Казахского общества. Так обстоят дела во всем мире, во всех тождественных Казахстану странах. Такова практика самых демократических государств. Каждый гражданин Французской республики, даже если он родом из Алжира - Француз. В Турции слово Турок уже давно носит не этнический, а гражданский характер. Здесь проживает много Греков, Евреев, Грузин и т.д., но все они считают себя Турками. В статье 66-й конституции страны так и записано (дословно): "Каждый человек связанный с Республикой Турция узами гражданства является Турком". И это притом, что в Турции, скажем, живет большое число Курдов, являющихся автохтонами в этой стране. В Казахстане автохтонами являются только Казахи.
Конечно же мы мы против подавления этнических культур и языков. Мы считаем, что этническим происхождением гордиться можно и должно. Поэтому указание по желанию этнического происхождения является правом граждан Казахстана. Таким образом, мы поддерживаем следующюю формулу:
1. Гражданство (нация, национальность): Казах, Казахстан (для всех)
2. Этническое происхождение: Русский, Узбек, Кореец и т.д.
Получится, к примеру, Казах Украинского происхождения. То есть мы ратуем за то, чтобы этноним "Казах" стал надэтническим и общим для всех граждан Республики политонимом. По сути дела за границей всех нас итак именуют Казахами. В этом контексте пример всем нам подают такие видные общественные деятели как Асылы Осман, Герольд Бельгер, Александр Ляхов, многие другие политологи, журналисты, поэты и писатели, представители творческой интеллигенции, чьи высказывания сходятся в том, что имя всем нам - Казахи. Так же полезно будет отметить что и в ХV-XVI веках слово "Казах" имело политический смысл. Казахами тогда называлось политическое объединение этнически неоднородных народностей и племен.
К сожалению, из-за размытой и неясной национальной политики, продиктованной необходимостью действовать предельно осторожно, наше общество до сих пор пребывает в фактически расколотом состоянии. И это грозит нашей национальной безопасности. Мы любим повторять, что "многонациональность" и многообразие культур являются нашим богатством и источником нашей силы. Так ли это на самом деле? В какой еще стране разношерстность и разобщенность могут декларироваться источником силы и единства? Если и есть страны, гордящиеся своей пестротой, то там доминирует сильная, общая для всех граждан культура - фундамент, стены и даже крыша общественного здания. А разнообразие и пестрота заключаются в том, что жильцы выставляют в окнах своих квартир разные цветы или выбирают мебель по своему вкусу и усмотрению. Искать фундамент для нашего общества и страны нет необходимости. Им, без сомнения, должна стать Казахская культура. Возрожденная, обновленная и, разумеется, обогащенная культурными вкладами различных этнических групп проживающих в Казахстане. Всего должно быть в меру, все должно быть уравновешано. Должна быть сильная основа, должно присутствовать и место для демократического разнообразия.
Все граждане, душой болеющие за Казахстан, должны глубоко понимать что Казахстан может состояться только в качестве Казахского национального государства, в качестве государства-нации. Другого пути перед нами нет. Любой другой тип и любая другая модель будут губительными для страны, приведут ее к краху. Да и будут просто исторически необоснаванными и, более того, нелегитимными. Создание, строительство и управление государством - вещи серьезные и должны иметь под собой прочную, незыблимую основу. Чем еще можно обосновать существование Республики Казахстан как не суверенным правом и волей Казахской нации, Казахского народа, живущего здесь и защищавшего эти земли на протяжении столетий? Как можно предать преемственность Казахской государственности, прервать эстафету, начатую Казахским ханством, продолженную Алаш-Ордой? Отвергнуть исторические корни нашей государственности коими являются Тюркский Каганат, Золотая Орда и многие другие государственные образования? Невозможно создать в Казахской степи Казахстанские Соединенные Штаты на глазах и вопреки живому Казахскому народу, тысячу раз умиравшему, тысячу раз воскресавшему, но несмотря ни на что выжившему. Отнять у нации, перенесшей столько страданий, теперь еще и имя не удастся.
Другая грань национальной политики, по которой мы бы хотели высказать свое мнение - языковая. Мы поддерживаем лингвистический плюрализм. Пусть у нас в стране говорят хоть на тысяче яыков. Это право отдельно взятых граждан и групп. Но триязычие возведенное в государственный ранг вызывает у нас недоумение. Безусловно, Русский язык является достоянием Казахского Народа. Да, знание Английского является требованием времени. Но ведь в пределах нашей страны язык общественной и политической жизни должен быть един. Языковое поле равно идеологическому полю. И мы не можем позволить нашему идеологическому полю быть расколотым. Раз уж мы провозгласили Казахский язык государственным, он должен стать основным языком государственных органов, частных предприятий, средств массовой информации, основным языком улиц городов и сел нашей обширной страны. Казахский язык должен стать главным объединяющим нас фактором. В будущем владение государственным языком должно стать условием гражданства. Дело реформирования, развития, обогащения Казахского языка должно стать главным национальным проектом, делом чести, источником вдохновения для всех граждан.
Конечно, мы считаем сохранение и развитие этнических языков естественным правом граждан. Мы поддерживаем многоязычный, многоголосый Казахстан. Пусть в стране пишутся и издаются книги на Русском и других языках, создаются общества изучения языков, транслируются теле- и радиопередачи. Пусть граждане реализуют свой творческий потенциал на любом милом для них языке. Но при условии, что знание Казахского должно быть обязательным. Только в таком случае исчезнет напряженность на языковой почве. Только в таком случае Русских перестанут подозревать в нелояльности и неуважении, а Казахов занимающихся профессиональной или творческой деятельностью на Русском языке называть манкуртами. Только в таком случае мы станем единой нацией.
Мы обращаемся к Первому Президенту нашей страны. Уважаемый Нурсултан Абишулы, нам бы хотелось, чтобы история вписала Ваше имя в свои анналы как имя Казахского Вашингтона или Ататюрка. Мы считаем, что главным критерием оценки Вашей многолетней и многогранной деятельности станет прежде всего успешность в решении "Казахского" вопроса. И мы надеемся, что Вы сделаете все возможное для того, чтобы этот вопрос был решен самым лучшим образом. Так, что потомки будут вспоминать Вас с благодарностью. Мы понимаем, что в нашем положении строить государство, выстраивать внутреннюю и внешнюю политику приходится очень осторожно. Но мы также считаем, что наиболее благоприятным временем для закладки прочного идеологического фундамента, задания четкого в этом отношении курса является именно период деятельности первого главы государства. Промедление может быть чревато.
Так же нам бы хотелось выразить огромную благодарность тем представителям старшего поколения (имена которых перечислять здесь нет необходимости), которые словом и делом боролись и борятся за возрождение и сохранение Казахского Казахстана.
В заключение скажем открыто, без обиняков: нам надоело постоянно слышать как эпитет "Казахстанский" применяется ко всем понятиям подряд. Казахстанский народ, Казахстанские степи, Казахстанская граница... Для нас и народ и земля и все остальное является Казахским. Отрицание, принижение Казахской сущности страны и государства может привести только к дальнейшему упадку. Единственным способом возрождения (во всех смыслах) народа, жестоко травмированного трагическим ходом истории, является возрождение самой Казахскости, национальной гордости, наших лучших традиций, традиций братства, единства и взаимопомощи. "Біріңді, Қазақ, бірің дос, көрмесең, істің бәрі бос" - говорил Абай. Абай как никогда актуален. Только через здоровый национализм, практикуемый всеми развитыми странами мира, через воспрянувшее и обновленное национальное самосознание мы построим сильный и благополучный Казахстан. А иначе нас ждет тотальный нигилизм, безразличие, духовное разложение, угасание и полный упадок. Нация, отвергшая свои корни, историю и культуру обречена на гибель.
Мы заявляем, что не собираемся мириться с попытками игнорирования исторических, священных и неотъемлемых прав Казахского Народа. Мы не будем терпеть открытых и завуалированных оскорблений в адрес Казахской Нации, все еще исходящих от отдельных лиц и общественных организаций как внутри страны, так и за ее пределами. Мы призываем всех, прежде всего молодежь - наших сверстников, соратников, сородичей и соотечественников - ответить, наконец, призыву, разнесшемуся над Казахской степью столетие назад - "Оян, Қазақ!", защищать и возвышать Казахскую Нацию и Казахское Государство.
Жасасын Қазақ Елі!

От имени группы граждан Республики Казахстан, выпускников и студентов ВУЗ-ов Анкары, Стамбула и Измира
Алим Баялиев,
Стипендиат Президентской программы "Болашақ", магистрант Университета Джорджа Вашингтона

Всего письмо поддержало 75 человек, в том числе Казахи Узбекского, Уйгурского и Татарского происхождения.

Анкара - Алматы,

Источник - ЦентрАзия

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 1041
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 920
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 685
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 771