Жұма, 3 Мамыр 2024
Жаңалықтар 3535 0 пікір 28 Желтоқсан, 2011 сағат 07:37

Константин фон Эггерт. Идеалисты и прагматики

Вацлав Гавел, Солженицын и поражение циников

Покров «жизни во лжи» сделан из удивительного материала: до тех пор, пока он наглухо покрывает все общество, кажется, что он из камня; однако достаточно в одном месте пробить в нем брешь, достаточно единственному человеку воскликнуть: «Король - голый!» и единственному игроку нарушить правила игры, тем самым изобличив ее как игру, - и все внезапно предстанет в ином свете, а весь покров, словно бумажный, мгновенно начнет рваться и расползаться. - Вацлав Гавел

В феврале 1978 года, в разгар так называемой нормализации в ЧССР, коммунистическая диктатура, установленная советскими штыками, казалась незыблемой, а ныне знаменитое эссе «Сила бессильных», откуда взяты эти строки, - едва ли не утопией. Всего через одиннадцать лет драматург, диссидент и политзаключенный Гавел въехал в Пражский Град, чтобы стать первым с 1948 года некоммунистическим президентом Чехословакии. Он оказался прав - крах режима компартии произошел стремительно и бескровно, так же как и во всех остальных странах так называемой народной демократии, кроме Румынии.

Вацлав Гавел, Солженицын и поражение циников

Покров «жизни во лжи» сделан из удивительного материала: до тех пор, пока он наглухо покрывает все общество, кажется, что он из камня; однако достаточно в одном месте пробить в нем брешь, достаточно единственному человеку воскликнуть: «Король - голый!» и единственному игроку нарушить правила игры, тем самым изобличив ее как игру, - и все внезапно предстанет в ином свете, а весь покров, словно бумажный, мгновенно начнет рваться и расползаться. - Вацлав Гавел

В феврале 1978 года, в разгар так называемой нормализации в ЧССР, коммунистическая диктатура, установленная советскими штыками, казалась незыблемой, а ныне знаменитое эссе «Сила бессильных», откуда взяты эти строки, - едва ли не утопией. Всего через одиннадцать лет драматург, диссидент и политзаключенный Гавел въехал в Пражский Град, чтобы стать первым с 1948 года некоммунистическим президентом Чехословакии. Он оказался прав - крах режима компартии произошел стремительно и бескровно, так же как и во всех остальных странах так называемой народной демократии, кроме Румынии.

Уход Гавела в дни бурных московских событий породил в России такой интерес к фигуре этого политика-философа, какого он не знал при жизни. Это легко объяснимо. В 1989-1991 годах, когда СССР переживал свою антикоммунистическую революцию, нас вдохновляли другие люди: сначала Горбачев, потом Ельцин. Был Сахаров, пожалуй, самый созвучный Гавелу политический деятель, но он рано умер, в декабре 1989 года. А Солженицын, первым призвавший нас жить не по лжи, был в Америке и вдобавок с недоверием относился к идее современной, западного типа демократии.

 

 

Потом были очарование рыночными реформами и разочарование в них, политический кризис 1993 года, приватизация, Чечня, выборы 1996 года, дефолт, вновь Чечня, Путин, Беслан, нефть, «суверенная демократия», «Единая Россия», Медведев, новый кризис... Остановиться и подумать времени не было. И вообще у России ведь особый путь, не так ли? Кто-то заявляет об этом с гордостью, кто-то - с сожалением. Сколько раз приходилось слышать в интеллигентских разговорах, на конференциях и в интервью: «Мы не Центральная Европа. Гавел, Валенса, Иоанн Павел Второй у нас появиться не могли; их опыт в нашей стране не применим».

Отчасти это так. В конце восьмидесятых Центральная Европа и Балтия освободились от коммунизма так легко как раз потому, что он был навязан их странам и народам извне. Крах посттоталитаризма стал одновременно окончанием советской оккупации. Это, несомненно, облегчило посткоммунистическую трансформацию бывших советских сателлитов. Ведь поляки и чехи, эстонцы и венгры могли сказать: «Мы ни в чем не виноваты, нас принудили жить во лжи насилием». Там, где не были дислоцированы советские войска, - в Болгарии, Румынии, Албании - преобразования шли дольше, труднее, а иногда и кровавее, чем там, где Советская Армия присутствовала. Зримое напоминание об оккупации помогало решительнее порвать с прошлым.

Советская история была другой. Теперь, двадцать лет спустя после распада СССР, ясно: главным тормозом нормального, человеческого, гуманного развития России был и остается прежде всего цинизм - порождение советского страха, двоемыслия и лжи. Из него произрастают неверие в себя и вера в «хозяина», презрение к моральным ценностям и убежденность в том, что деньги могут все, вечный поиск внешних врагов и тайных сил при нежелании трезво взглянуть на свою жизнь и жизнь страны.

Это взгляд на мир слабых людей. Тех, кого Гавел убеждал поверить в свои силы тридцать четыре года назад. До России призыв докатился только сейчас. Неслучайно журнал The New Times счел нужным вновь перепечатать и солженицынское эссе, зовущее «жить не по лжи».

Нынешний российский правящий класс подвел его собственный цинизм, который с некоторых пор принято маскировать под термином «прагматизм». Убежденность в том, что для бессрочного удержания власти будет достаточно платить гражданам зарплаты и пенсии, давать заниматься отдельными видами бизнеса в офисе и чем угодно - дома, сыграла с ним злую шутку. Человек и сложнее, и намного больше, чем сумма его личных потребностей. Он еще обладает чувством личного достоинства - этим непременным условием становления гражданина.

Закрытую и непрозрачную политическую систему в современном мире можно бесконечно сохранять только жесточайшим террором и полной изоляцией. Как поступает, например, династия Ким в Северной Корее. В противном случае взрыва общественного недовольства не избежать. Этот урок в этом году выучили бывшие правители Туниса, Египта, Йемена и Ливии. Рано или поздно жители Китая тоже преподадут его своим лидерам. Ныне почти забытые студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году были первым звонком к этому уроку.

Смысл происходящего в России сегодня, по-моему, в столкновении двух взглядов на мир. «От нас ничего не зависит!» против «Если не я, то кто же?». Во время демократической революции 1989-1991 годов выбор стоял так же. Разница в том, что сегодня правды и чистоты в политике взыскуют не дезориентированные граждане советской империи, которые знали, чего они не хотят, но не были готовы взять на себя ответственность за будущее. Российский политический ренессанс сегодня - это движение и тех, кто за двадцать лет приобрел нелегкий, но полезный опыт несоветской жизни, и тех, кто советской жизни никогда не знал. Вот почему Вацлав Гавел внезапно оказался так актуален. Если Солженицын личным примером показал, что можно жить не по лжи, то последний президент Чехословакии и первый президент Чехии доказал четырнадцатью годами политической карьеры, что не по лжи можно еще и действовать. Причем в сфере, которая всегда и везде считается делом грязным, - в политике.

Есть ли в России сегодня фигура, хотя бы отдаленно напоминающая Вацлава Гавела? Пока в чем-то на него похож только один человек - Михаил Ходорковский. Он единственный из российских политиков умеет говорить о политике, не звуча при этом как политик. Он ясно обозначил свою моральную и нравственную позицию. У него есть практическое и довольно ясное видение будущего России. Наконец, он являет собой знакомый по русской классике образ «кающегося грешника», искупая своей судьбой все грехи девяностых. Cимволически - это многого стоит.

Но Ходорковский пока в тюрьме. И неизвестно, захочет ли он заниматься политикой, даже если выйдет на свободу завтра. Если «да», то он, видимо, будет первым русским демократом, которого в массовом порядке поддержит аудитория радио «Шансон». Что, на самом деле, стало бы еще одной важной вехой для России.

Может быть, наша страна так и не явит миру собственного Гавела. И в этом нет ничего страшного. Потому что жизнь больших идей и, главное, институтов, их выражающих, важнее харизматического лидерства. Ведь именно государственные институты - парламент, президент, суды, даже армия и полиция - призваны защищать, применять на практике, а иногда и развивать ценности общества тогда, когда оно уходит с улиц и площадей и возвращается к частной жизни. Невозможно вечно жить в режиме митинга. Но важно помнить, что иногда так жить нужно. Чтобы не забывать о свободе и ответственности, без которых не бывает граждан, а стало быть, нормальных общества и страны.

Не будем себя обманывать: на улицы российских городов вышло меньшинство. Но отказавшись лгать самим себе и другим, эти люди изменили страну - в точности, как предсказывал «богемский Марк Аврелий». России предстоят серьезные испытания. Но она уже не будет прежней. Потому что на сломе исторических эпох здравый смысл «прагматиков» всегда проигрывает мечтам идеалистов.

http://www.forbes.ru/sobytiya-column/lyudi/78045-idealisty-i-pragmatiki

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 942
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 793
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 613
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 644