Дүйсенбі, 6 Мамыр 2024
Жаңалықтар 3395 0 пікір 2 Тамыз, 2011 сағат 08:24

А.Косиченко: «Религиозный экстремизм присущ не только псевдоисламским организациям»

На сегодня в мире все более актуальной становится тема религиозного экстремизма. К сожалению, в свете последних событий стало очевидно, что и Казахстан не остался в стороне от мировой тенденции. Quorum.kz попытался разобраться, что же такое экстремизм, и какие методы помогут искоренить это зло.

Что же все-таки из себя представляет религиозный экстремизм? Если обратиться к Википедии, то экстремизм - это приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Ну а приставка «религиозный» подразумевает приверженность к какому-либо вероисповеданию. Однако на деле экстремистские организации представляют из себя далеко не «клуб по интересам». Большинство из них лишь прикрываются принадлежностью к мировым религиям, а на самом деле пропагандируют свои политические интересы.

На сегодня в мире все более актуальной становится тема религиозного экстремизма. К сожалению, в свете последних событий стало очевидно, что и Казахстан не остался в стороне от мировой тенденции. Quorum.kz попытался разобраться, что же такое экстремизм, и какие методы помогут искоренить это зло.

Что же все-таки из себя представляет религиозный экстремизм? Если обратиться к Википедии, то экстремизм - это приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Ну а приставка «религиозный» подразумевает приверженность к какому-либо вероисповеданию. Однако на деле экстремистские организации представляют из себя далеко не «клуб по интересам». Большинство из них лишь прикрываются принадлежностью к мировым религиям, а на самом деле пропагандируют свои политические интересы.

- Бывает, что традиционная вера трансформируются в экстремистские настроения и это не внутрирелигиозные процессы, сама вера не подталкивает к этому, - объясняет Quorum.kz заведующий отделом философии культуры и религии Института философии и политологии Комитета науки МОН РК Анатолий Косиченко. Вместе с тем эксперт признается, что, несмотря на то, что посвятил изучению этого аспекта более   15 лет жизни, для него, как и для всего мирового сообщества, остается ряд неразрешенных вопросов. К примеру, почему одна религия более склонна к экстремизму, другая нет? Или почему некоторые слои молодежи подвержены его влиянию, другие нет? Тем не менее, он убежден, что это никак не связано ни с богатством, ни с обеспеченностью, ни с социальным положением, ни с уровнем образования.

«Основа экстремизма - это упрощение ситуации. По рассуждениям экстремистов, люди другого вероисповедания - плохие, тогда как реальность говорит о том, что нет плохих религий ,в каждой из них  есть приверженцы, способные совершать плохие деяния», - делится с Quorum.kz генеральный директор Агентства Креативных Решений «SHAIKH» Казыбек Шайх.

Борьба с экстремизмом - вопрос первостепенной значимости в современном мире. Для Казахстана это тоже немаловажная задача. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе заседания Совета Безопасности 22 июля 2011 года поручил правоохранительным и иным государственным органам жестко и своевременно реагировать на проявления экстремизма в стране. Несмотря на то, что наше государство провозгласило себя светским, правительство не может остаться в стороне от регулирования отношений в религиозной сфере, т.к. от этого зависит спокойствие и во многом благополучие республики.

- Бороться с религиозным экстремизмом можно самыми различными методами, главное не впадать в крайности. Многие начинания в обществе, будучи верными по замыслу, при неправильном осуществлении превращаются в свою противоположность. Все зависитне столько от предложений и сфер, где есть попытки борьбы с этим, сколькоот форм осуществления этих замыслов, - говорит А.Косиченко.

Одним из первых шагов по борьбе с религиозными радикалами стала проверка всех призывников на причастность к экстремизму. Миссию эту выполнят не спецагенты, а рядовые психологи военкомата. Теперь, помимо традиционных вопросов о наличии травм, врачи будут интересоваться, к примеру: держит призывник оразу и читает ли намаз. По словам военного прокурора Алматинского гарнизона Серика Калжанова, военнослужащие должны быть подготовленными, армия должна быть боеготовая, «там не должно быть времени для чтения намаза и других моментов».

Однако на деле не совсем ясно, каким образом будет осуществляться  проверка. «Можно выявить определенную агрессивность и антисоциальность. А разовьется ли из этого психологического типа террорист с религиозным окрасом, судить сложно», - убежден А.Косиченко.

В целом, по словам К.Шайха в мире существует три основных метода борьбы с экстремизмом:

1. профилактический, который подразумевает повышение грамотности населения в религиозных вопросах. Экстремизм не развивается там, где процент грамотного населения выше и там где у людей имеется больший доступ к информации.

2. законодательный, когда деятельность организаций-носителей экстремизма запрещают законодательно или создается правовое поле, в рамках которого экстремистские организации не имеют возможности развиваться.

3. третий метод основан на усилении религиозных организаций. Представителям духовенства необходимо активизироваться в вопросе просвещения населения. Возможно, есть необходимость выделять эфирное время для выступлений имамов, священников и представителей прочих религий.

В последнее время наблюдается активизация псевдоисламских объединений. По мнению К.Шайха, особую популярность исламский экстремизм заработал благодаря США: «Америка, основной электорат которой христиане, создала врага в виде исламистских организаций. А мы помним, что США обладает невероятно развитым и мощным инструментом - PR».

Однако бросив все силы на борьбу с салафитами, ваххабитами, хизбутовцами не стоить забывать, что явление это свойственно и для других религиозных течений. Так, А.Косиченко приводит в пример басков и сепаратистов. «Даже в буддизме, в самой спокойной религии, наблюдаются акции протеста - они сжигают себя. Это можно расценивать как террор против своей личности. Ведь самоубийство - это достаточно агрессивный и показательный акт», - говорит специалист.

Вместе с тем, религиовед поясняет: «Ислам - религия покорности, и Аллах не призывает ни к убийству, ни к взрывам. Это агрессивно настроенные полуполитические группы берут на вооружение идеологию ислама, совершенно не имея на это права». Потому, как  утверждает А.Косиченко, первостепенным является вопрос правильного религиозного просвещения и образования. «Если молодые мусульмане будут хорошо знать Коран, то ни у кого не будет возможности привлекать их в различные течения экстремистского толка», - отмечает он.

Одним словом, в борьбе с экстремизмом все средства хороши. Но лучше если проблема искореняется комплексными методами. Необходимо придти к межведомственной солидарности, создавая комиссии, в которые будут входить и психологи, и религиоведы, и представители силовых структур и Агентства по делам религий. Тогда одни ставят задачу, другие подсказывают решения, а третьи конкретизирует все к имеющимся условиям.

http://quorum.kz/6945/religioznyi_exstremizm

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 1489
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 1344
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 1093
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1136