Сәрсенбі, 15 Мамыр 2024
Жаңалықтар 1958 0 пікір 23 Мамыр, 2011 сағат 12:44

Теракт или «самоподрыв»?

Чрезвычайное происшествие, имевшее место во вторник 17 мая в здании КНБ г.Актобе, дало повод для обширного обсуждения проблемы религиозного экстремизма. Новость о действии смертника, подорвавшего себя в дежурке областных чекистов, облетела в кратчайший срок все ведущие новостные ресурсы. Через два часа после происшествия новость появилась даже на сайте северокавказских боевиков «КавказЦентр», которые поторопились причислить событие к очередному успеху исламистского интернационала.

Тем не менее, Генеральная Прокуратура выступила с опровержением версии теракта и сообщила о неком преступнике, члене ОПГ, «совершившем акт самоподрыва» с целью уклонения от уголовной ответственности. Позицию прокуроров понять можно, правоохранительные органы не желают признавать в мирной стране факт наличия террористов. К счастью, кроме самого подрывника, смертельных ранений никто не получил, говорят, что причиной этого стали умелые действия дежурного прапорщика, сумевшего вовремя заметить взрывное устройство у подозрительного посетителя. Понятно и то, что официальная позиция властей об отрицании проблемы, не есть истина последней инстанции: на самом деле проблема существует. Другое дело, какой придать ей социальный фасад.

Так что же произошло: теракт или самоподрыв?

Чрезвычайное происшествие, имевшее место во вторник 17 мая в здании КНБ г.Актобе, дало повод для обширного обсуждения проблемы религиозного экстремизма. Новость о действии смертника, подорвавшего себя в дежурке областных чекистов, облетела в кратчайший срок все ведущие новостные ресурсы. Через два часа после происшествия новость появилась даже на сайте северокавказских боевиков «КавказЦентр», которые поторопились причислить событие к очередному успеху исламистского интернационала.

Тем не менее, Генеральная Прокуратура выступила с опровержением версии теракта и сообщила о неком преступнике, члене ОПГ, «совершившем акт самоподрыва» с целью уклонения от уголовной ответственности. Позицию прокуроров понять можно, правоохранительные органы не желают признавать в мирной стране факт наличия террористов. К счастью, кроме самого подрывника, смертельных ранений никто не получил, говорят, что причиной этого стали умелые действия дежурного прапорщика, сумевшего вовремя заметить взрывное устройство у подозрительного посетителя. Понятно и то, что официальная позиция властей об отрицании проблемы, не есть истина последней инстанции: на самом деле проблема существует. Другое дело, какой придать ей социальный фасад.

Так что же произошло: теракт или самоподрыв?

Юридическую оценку действиям покойного Ракымжана Макатова дадут правоохранительные органы, в данный момент ведутся следственно-оперативные действия, возбуждены уголовные дела, проводятся задержания лиц, причастных к преступлению и т.д.

Как бы власти не пытались скрыть от общественности религиозную составляющую совершенного преступления, в городе идут упорные слухи, что погибший был активистом суннитской религиозной общины и придерживался крайних экстремистских взглядов.  Да и для специалистов не секрет, что в криминальных сводках Актобе экстремисты давно уже перестали быть некой экзотикой.

В 2010 году в Мугалжарском районе вооруженная группа суннитского джамагата «Ансар-уд дин» напала на охранников КТЖ, затем чекисты вовремя обезвредили молодых актюбинских «моджахедов» на пути в Дагестан, осенью неустановленные бородачи ограбили ювелирный бутик на центральном рынке, зимой из-за религиозных разногласий во дворе собственного двора зарезали актюбинского коммерсанта, в феврале этого года «неизвестные члены религиозной общины» подорвали машину возле колонии. Буквально недавно в ходе спецоперации ФСБ в Дагестане ликвидированы участники НВФ, среди которых оказались также двое жителей Актобе. При такой тенденции отрицать существование религиозного экстремизма все равно, что верить в утверждение «в СССР секса нет».

Суннитский «салафизм» давно стал головной болью не только Комитета национальной безопасности, но и общества. Последователей этого течения ставят на спецучет, с ними проводят регулярные беседы, обезвреживают их банды, сажают в тюрьмы, ликвидируют в ходе контртеррористических операций, но искоренить не могут. Почему?

Главную причину этого мы видим в не желании властей признать религиозный экстремизм в Казахстане как свершившийся факт. Поэтому нашей политической элите  следует признать, что Казахстан включен в орбиту агрессивной религиозной экспансии со стороны международных центров влияния, более того подвержен гравитационному притяжению этих центров. Также и обществу следует признать, что в арсенале официальных властей кроме мер реагирования на последствия действий экстремистов, альтернативные приемы борьбы с экстремизмом отсутствуют априори.

Следующий шаг заключается в необходимости разобраться в вопросе что за «ислам» у нас в Казахстане? Если Верховный муфтий открыто говорит в эфир национального канала, что «Мы - сунниты!», давайте разберемся с этим! Слава Богу, что последние 90 лет мы не имеем фундаментальной религиозной традиции. Символы принадлежности к какой бы то ни было религиозной конфессии не присутствуют ни в одной государственной, ни в одной национальной символике. Безусловно, это плюс нашего общества.

На Западе давно запрещено ношение хиджаба и строительство минаретов, при этом такие действия европейских правительств не считаются нарушением каких-то «гражданских прав». Это нормально, когда государство реагирует на обезумивший фанатизм, уносящий жизнь ни в чем не повинных людей. Религиозный экстремизм с методами террора должен стоять на таком же уровне как преступления нацизма и холокост - это априорная догма.

Искать причины теракта в Актобе в социальной незащищенности «мусульман» полное лицемерие: Макатов был из обеспеченной семьи. Поэтому пора понять, что главная угроза «салафизма», и других течений суннизма заключается в массовой трансформации коллективного сознания наших граждан (особенно творческой и полит-экономической элиты) в мифологические, донаучные, иррациональные формы и содержание. В ближайшей перспективе это, безусловно, негативно отразится на общем потенциале национального строительства и эффективности государственной и общественной систем. Безнадежное ухудшение человеческого материала саботирует все усилия государства в области реформ и общенациональных проектов.

Учитывая широкое распространение других архаичных идеологий и культов, таких как «суфизм» и «тенгрианство», можно с уверенностью прогнозировать неизбежность не только единичных терактов, но и реальность межконфессиональных конфликтов и коллапса светского, либерального государства. Одно констатируется совершенно точно: о западном пути развития и прогресса можно забыть.

Недомодернизированное коммунистами казахстанское общество, пребывающее в состоянии глубокого археомодерна, формирует жесткий заказ на ориентиры самоидентификации. Отсюда легкий успех распространения, проигравших в других регионах планеты, регрессивных форм мировоззрений. Отсутствие собственного элитарного сознания и, как следствие, собственной элиты, в совокупности с либерализмом законодательства усугубило и продолжает усугублять религиозную ситуацию в стране.

Поэтому для полноценного и эффективного решения проблемы необходим целостный системно-структурный подход.
Детальные рекомендации следующие:
1. Нейтрализация всей «салафитской» колонны влияния в стране. С арестами исполнителей, экстрадицией идеологов, изоляцией спонсоров и покровителей, упразднением информационных и общественных структур.
2. Целостный научный светский анализ всех источников идеологии экстремистов, не брошюр, памфлетов и проповедей, а методологических источников, где содержится фундамент архаизма, ксенофобии, антигуманизма.
3. Запрет или жесткое ограничение на ввоз и распространение всей экстремистской информации и литературы, въезд и деятельность иностранных проповедников и миссионеров.
4. Формирование, официальное признание и государственная поддержка светской, научной, общегуманистической, либеральной, адекватной вызовам современности гражданской «религии».

 

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 2039
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 2471
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 2054
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1595