Сәрсенбі, 8 Мамыр 2024
Жаңалықтар 3042 0 пікір 12 Желтоқсан, 2013 сағат 08:56

Некоторые аспекты отечественной истории в формировании национального самосознания

Бурханова Д.С.

канд.ист.наук, доц. каф. «История»:

Тема сегодняшнего круглого стола является на сегодняшний день  актуальной и ее обсуждение своевременным. В различных словарях  есть определение  термина  национальное  самосознание  - осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальное самосознание  проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности. Представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Иначе говоря, это идеология общества. На данном этапе развития нашего общества идеологией является независимость.

Бурханова Д.С.

канд.ист.наук, доц. каф. «История»:

Тема сегодняшнего круглого стола является на сегодняшний день  актуальной и ее обсуждение своевременным. В различных словарях  есть определение  термина  национальное  самосознание  - осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальное самосознание  проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности. Представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Иначе говоря, это идеология общества. На данном этапе развития нашего общества идеологией является независимость.

         В формировании национального самосознания бесспорно значительное место занимает Отечественная история.За годы независимости в Казахстане  возрос интерес к истории, и это понятно. Мы осознаем, что было с нашей историей, когда мы были в составе Российской  империи, а затем и в составе Советского государства. Отдавая дань великим русским востоковедам, которые немало сделали для создания нашей истории, необходимо признать история наша подчинялась истории российской. Она была ее составной частью. С обретением независимости возможности ученых историков увеличились, историки обрели государственную поддержку.  Начался пересмотр некоторыхутвердившихся концепции.   В современных условиях появилась  возможность пользоваться ранее недоступными архивными фондами, мощным пластом ранее не использованных источников и литературы. Стало реальностью изучение и анализ трудов  репрессированных деятелей государства, ученых, лидеров национально-освободительного движения. В этой связи исследователи направили свой поиск на изучение и анализ многих  ранее недоступных проблем отечественной истории, что,безусловно, дополнит  ее и будет способствовать дальнейшему  формированию национального самосознания.

         Одним из важнейших аспектов при формировании национального самосознания молодежи при изучении истории Казахстана является признание того что, территория современного Казахстана издревле принадлежит ее народу. Хотя  не обнаружены останки первобытных людей, типа: синантропа, неандертальца и т.д. но имеются масса археологических материалов подтверждающих о существовании населения на этой территории как в эпоху камня, бронзы и т.д. Что дает нам основание, говорит на этой территории жили, наши предки, будут жить наши наследники, а нам ее надо сохранить. Ведь не каждый народ может гордиться и говорить, что это земля  досталась ему в наследство о его предков. Именно  здесь сформировался казахский народ как этнос, в процессе исторического развития сложился язык, культура, психологический склад, обычай и традиции,  хозяйственный уклад жизни. Что в итоге привело к формированию своеобразной кочевой цивилизации. Кочевая цивилизация во многом превосходила оседлую цивилизацию, обогатила ее.

         Следующим немало важным аспектом при формировании национального самосознания при изучении отечественной истории является признание того что, наша история развивалась синхронно с мировой историей. Подтверждении  тому в истории много,  например принятие религии. Князь Владимир крестился со своей дружинной 988 году и с этого момента считается принятие Руси христианства.  В государстве Караханидов ислам был объявлен государственной религией 960 году, т.е. Объективные условия и сам процесс общественно-политического развития диктовал необходимость принятия  религии, что свидетельствует о синхронности развития. Или процесс образования государств если Древнерусское государство образовалось 888 году или  как говориться в IX веке, то к этому времени на евразийском континенте существовали такие крупные государственные объединения как государство Огузов,  Караханидов, Кыпчакское ханство и т.д.

         Следующий момент чтобы поднять роль отечественной истории не только в формировании национального самосознания, а в целом в воспитании и образовании необходимо увеличить количество кредитов по этой дисциплине, и продлить обучение Истории Казахстана на учебный год, перенести государственный экзамен с первого курса и первого семестра на третий или на второй курс. Студенты не успев адаптироваться первым экзаменом является Государственный экзамен по истории Казахстана - это не совсем логично и методический  неверно. Мотивировать это тем, что они изучали ее в школе нельзя. История Казахстана сейчас пересматривается с позиции 20-летия независимости, осмыслить этот важный процесс необходим. Продолжить изучения истории Казахстана продолжить изучением истории и становления независимого Казахстана на втором  курсе не исторических специальностей.  В этом плане необходимо пересмотреть учебные планы с целью теоретического углубления материала и постановки проблем по изучаемому периоду.

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 1685
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 1639
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 1371
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1304