Сенбі, 18 Мамыр 2024
Жаңалықтар 5786 0 пікір 5 Қазан, 2016 сағат 21:58

Профессиональный рост учителя

          Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Трудно представить наше общество без школы, без Учителя. Нет, наверное, учителя, который не задавался бы вопросом: какова моя роль в жизни учеников, их судьбе, становлении их как личности.

       Современному учителю сейчас необходимо не «идти в ногу» с быстроразвивающимися интеллектуальными и компьютерными технологиями, а «бежать»,  чтобы «реализовать образовательные проекты 21 века», быть более компетентным в вопросах не только своего предмета, но и во многих других отраслях педагогики. Соответственно, встает вопрос кто он – учитель новой формации? Каким он должен быть? Какими методами и приемами он должен обучать учеников? Как должен повышать свое педагогическое мастерство?
      Конечно же, что основным критерием повышения качества образования  профессиональный рост учителя, формирование его профессиональных позиций и педагогических компетенций.  С 24 октября по 11 ноября 2016 года учителя Кербулакского района обучались на курсах начальных классов в рамках обновления содержания среднего образования  в целях совершенствование своего педагогического мастерства. Одним из факторов повышения квалификации педагога является интегрирование активных методов обучения в процесс преподавания.  Ключевые ценности Программы нацелены на «повышение общего уровня обученности» и приобретению широких навыков 21 века.     ( с. 11, Прог)

        «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана», — такую задачу поставил Президент страны Нурсултан Назарбаев в нынешнем Послании народу. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний.

        Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.  

 

                                         

Одной  из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

 Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе изменения педагогических подходов.  На данных курсах, тренер Н.И.Джанбырбаева отметила, что педагог на данный момент  не может строить обучение, на трансляции готовых знаний, так как это уже не может удовлетворять запросы развитого общества, с всё более расширяющимся полем информационных технологий. 
      Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике в конкретных жизненных ситуациях. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, поэтому учителя с интересом апробировали новые приемы и стратегии.

              Учебный процесс организован таким образом, что  все учителя оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учителей в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает творческое и критическое мышление,и а навыки взаимодействия, переводит  на более высокие формы кооперации и сотрудничества.С огромным удовольствием приходишь на каждое занятие. Ждешь с помощью каких приемов, будем осваивать новый, порой и сложный материал. Обновленная Программа для 1 класса предполагает внедрение критериальной системы оценивания, меняется форма урока : групповая, парная, индивидуальная. Учителя начальных классов выполняют функцию «катализатора» и «координатора». Урок должен проходить по принципу «парерро» 20 % говорит учитель, 80% ученики. Изменилась программа по предметам, разделы объеденены сквозными темами, вводится трехязычие, подробно указывается, что должны знать и уметь учащиеся.

       Нурсауле Икаповна ставила нас в ситуацию, где наши привычные способы действия стали непригодны, и мотивировала на поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. В условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера : исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам – объяснят или помогут другие), возрастает уверенность в собственных силах (“Я тоже знаю и могу это сделать”). Это происходило через создание презентаций, использование ИКТ, решение проблем на основе предыдущих знаний и открытие новых понятий, диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, способности к рефлексии.

         Обучение, основанное на групповом общении, ломает его традиционную схему: инициатива учителя - ответ учащегося - реакция (оценка) учителя.  Работа в группе убеждает учащихся на практике в том, что изучение предмета предполагает не только активное общение с учителем, но и интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений.

         При работе в группах решается проблема стеснительности, скованности некоторых учащихся, т.к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и взаимоконтроля, когда могут посоветоваться или обратиться за помощью к одноклассникам. Такое взаимодействие способствует повышению коммуникативной и познавательной мотивации, появлению желания учиться в целом. Оно помогает учащемуся разрушить изоляцию, выйти за пределы своего эгоцентризма, преодолеть чувство робости при языковом общении с разными партнерами, предложить сотрудничество другим учащимся и почувствовать единение, комфорт и безопасность. В центре обучения находится не учитель (он перестает быть единственным источником информации для обучаемых, играет роль организатора и помощника речевого взаимодействия, его действия становятся направляющими), а учащийся (который является равноправным речевым партнером). 

     Одной из задач обновленной Программы - воспитание детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других.

      На занятиях учителя подготовили  микропреподавание. Каждая группа создавала, свой фрагмент урока. Проигрывая фрагмент урока , во –первых, мы познакомились со структурой урока: так как обучение построено на теории конструктивизма . Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. 

 Основу урока составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно. 
        На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого педагога имеется собственные сокровища, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность, так как внешняя мотивация стимулирует внутреннюю. Можно использовать метод «Горячий стул», где формируются навыки совместной работы;  креативного подхода к решению задач;  мышления, принятия решений. Сущность метода  представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией.     Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга. Когда учителя применяли этот метод, не каждому хотелось быть на «Горячем стуле» . На занятиях мы проигрывали каждый из методов,  и хотя мы уже взрослые, нам было интересно. Например, метод «Аквариум для золотых рыбок», его сущность направлена на       совместное формирование идей, построение логического, аналитического опроса, обмен идеями.  Активные участники, в данном случае А.Орынбаева, С. Оспанова располагаются на стульях; оставшиеся участвуют в качестве зрительской аудитории.  Алгоритм реализации метода аналогично методу «Горячий стул», активная группа выходит вперед и высказывает свое мнение. Их позиция определяется метафорой «аквариум для золотых рыбок», в котором они находятся с другими учениками и которые могут задать им вопросы, добиться разъяснений и т.д.

А.К. Орынбаева ,

С.Е.Оспанова, Ж.Е. Касенова

учителя начальных классов

Кербулакского района, с. Сарыозек

 Abai.kz

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 2142
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 2547
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 2340
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1653