Дүйсенбі, 29 Сәуір 2024
Жаңалықтар 7624 0 пікір 14 Ақпан, 2013 сағат 11:26

ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В последние годы в Республике Казахстан осуществляется интенсивный законотворческий процесс, обусловленный необходимостью правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и совершенствования действующего законодательства.

Органы прокуратуры Республики Казахстан являются органами, осуществляющими правоприменительную деятельность. Это обстоятельство нередко сталкивает прокуратуру с несовершенством отдельных законодательных актов, несоответствием их положениям Конституции Республики Казахстан, противоречиями между законами, обладающими равной юридической силой, пробелами в правовом регулировании. Обозначенные проблемы определяют значение данного направления деятельности органов прокуратуры как гаранта обеспечения верховенства закона. Активное участие прокуроров в законотворческой деятельности позволяет предупредить нарушения прав и свобод граждан, интересов юридических лиц путем выявления и реализации мер по устранению выявленного несоответствия нормативных правовых актов Конституции Республики Казахстан.

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

В последние годы в Республике Казахстан осуществляется интенсивный законотворческий процесс, обусловленный необходимостью правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и совершенствования действующего законодательства.

Органы прокуратуры Республики Казахстан являются органами, осуществляющими правоприменительную деятельность. Это обстоятельство нередко сталкивает прокуратуру с несовершенством отдельных законодательных актов, несоответствием их положениям Конституции Республики Казахстан, противоречиями между законами, обладающими равной юридической силой, пробелами в правовом регулировании. Обозначенные проблемы определяют значение данного направления деятельности органов прокуратуры как гаранта обеспечения верховенства закона. Активное участие прокуроров в законотворческой деятельности позволяет предупредить нарушения прав и свобод граждан, интересов юридических лиц путем выявления и реализации мер по устранению выявленного несоответствия нормативных правовых актов Конституции Республики Казахстан.

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. А процедура законотворческой деятельности - это обязательный, строго последовательный, юридически и логически обоснованный порядок действий, обеспечивающий принятие нормативного правового акта.

Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.

Как правило, выделяется четыре основные стадии законодательного процесса:

1) внесение законопроекта или законодательного предложения (законодательная инициатива);

2) рассмотрение законопроекта или законодательного предложения (обсуждение законопроекта);

3) принятие закона;

4) опубликование закона.

По юридической силе выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество.

Законотворчество - это правовой процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативного правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения.

Подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативные акты министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. Главная причина такого положения в падении регулирующего воздействия законов, в возрастании роли государственного аппарата при разрешении общественных проблем.

Право оказывает активное влияние на сознание общества в процессе взаимодействия с ним. Введение в действие нормативного акта (закона) означает создание условий, позволяющих субъектам общества беспрепятственно и эффективно удовлетворять многообразные интересы и потребности. Это в свою очередь приводит к качественному изменению таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых нормативных регуляторов, т.е. принятии новых законов для регулирования развивающихся отношений в обществе.

Таким образом, закон - это не только результат восприятия, познавания и прогнозирования законодателем потребностей общества. Природа законотворчества заключается в выявлении, освоении существующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения. В конечном счете, законодательный процесс является формально-юридическим выражением законотворческой функции государства.

Полагаем, что вышеизложенное позволяет нам вывести определение предмета и объекта законотворческой деятельности прокуратуры, а точнее - прокуроров, которые реализуют в своей деятельности эту функцию прокуратуры.

Предмет участия прокурора в законотворческой деятельности составляют юридические нормы и практика деятельности прокуроров по внесению в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы соответствующего и нижестоящего уровней предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов.

Соответственно объектом участия прокуроров в законотворческой деятельности является комплекс правоотношений, возникающих в ходе осуществления прокурором своих полномочий при осуществлении деятельности по изменению, дополнению, отмене или принятию.

 

С.Сыдыкова

прокурор Управления по надзору за

законностью судебных актов и представительства и интересов государства в суде по уголовным делам прокуратуры г.Астана, советник юстиции

0 пікір