Сенбі, 18 Мамыр 2024
Жаңалықтар 2234 0 пікір 8 Қараша, 2011 сағат 06:35

А.Малашенко: "Наблюдаемая на Арабском Востоке исламизация социального протеста может аукнуться в Центральной Азии..."

""Арабская весна" перешла в "исламскую осень""

К каким изменениям приведут успехи исламистов на Ближнем Востоке и как это скажется на России, корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ СТРОКАНЮ объяснил эксперт Московского центра Карнеги АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО.

- Исламисты и сторонники светской модели вырывают друг у друга знамя демократических революций. Мир вступает в новый этап нестабильности?

- Когда в Тунисе, а затем в Египте произошли известные события, на Западе стали раздаваться радостные крики "ура!". Дескать, вот оно - торжество демократии, плоды твиттер-революции и "арабской весны". Впрочем, уже тогда звучали голоса, что рано или поздно наступит иной политический сезон, этакая "исламская осень".

Так и произошло. Более того, наблюдаемая на Арабском Востоке исламизация социального протеста может аукнуться в Центральной Азии и на Кавказе.

- Что вы подразумеваете под "исламской осенью"?

- Исламисты явно на подъеме. Хотя вопрос о том, что им более выгодно - войти во власть и нести ответственность за разбор завалов или оставаться влиятельной оппозицией, критикуя любое правительство за несоответствие его политики исламской традиции,- остается открытым.

""Арабская весна" перешла в "исламскую осень""

К каким изменениям приведут успехи исламистов на Ближнем Востоке и как это скажется на России, корреспонденту "Ъ" СЕРГЕЮ СТРОКАНЮ объяснил эксперт Московского центра Карнеги АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО.

- Исламисты и сторонники светской модели вырывают друг у друга знамя демократических революций. Мир вступает в новый этап нестабильности?

- Когда в Тунисе, а затем в Египте произошли известные события, на Западе стали раздаваться радостные крики "ура!". Дескать, вот оно - торжество демократии, плоды твиттер-революции и "арабской весны". Впрочем, уже тогда звучали голоса, что рано или поздно наступит иной политический сезон, этакая "исламская осень".

Так и произошло. Более того, наблюдаемая на Арабском Востоке исламизация социального протеста может аукнуться в Центральной Азии и на Кавказе.

- Что вы подразумеваете под "исламской осенью"?

- Исламисты явно на подъеме. Хотя вопрос о том, что им более выгодно - войти во власть и нести ответственность за разбор завалов или оставаться влиятельной оппозицией, критикуя любое правительство за несоответствие его политики исламской традиции,- остается открытым.

Как бы то ни было, на выборах в Тунисе уверенно выступила исламистская "Нахда". Ее глава Рашид Ганнуши, вернувшийся из ссылки, конечно, не Осама бен Ладен и не афганский талиб. Но возрождение страны Рашид Ганнуши и его единомышленники видят в исламской альтернативе.

В Ливии новая власть провозгласила, что бывшая Джамахирия - исламское государство, а источником законодательства является шариат. Вряд ли что-то помешает успеху на ноябрьских выборах в Египте "Братьев-мусульман", которые без малого сто лет утверждают, что эта страна должна стать исламским государством. И это еще не все. Растет исламистская составляющая в палестинском движении. Большая часть Йемена давно контролируется исламистами из Аль-Каиды.

Учитывая эту тенденцию, нетрудно предположить, что будет происходить в Сирии после смены нынешнего режима.

- Но ведь большинство исламистов, которых вы называете, принадлежат к умеренным. В чем же проблема?

- Умеренные исламисты действительно избегают крайностей, выступают за реформы и социальную гармонию. Однако их отказ от светского характера государства настораживает. Заставить всех жить в соответствии с религиозными правилами, соблюдая религиозные запреты, не так-то просто даже в мусульманском мире. В поддержку законов шариата выступает далеко не все общество, даже не его большинство. Поэтому шариатские нормы в итоге придется продавливать, навязывать. В итоге умеренным исламистам волей-неволей придется прибегать к радикальным мерам. Политика "именем Аллаха" может повлечь за собой применение силы, жесткое наказание тех, кто эту политику критикует.

- И все-таки каким образом можно с помощью шариата трактовать необходимость реформ, защиты прав человека?

- Христианство сумело стать динамичным, пережив в Средние века крайне непростую, болезненную реформацию. Реформаторство в исламе, начавшееся в XIX веке, всегда было ограничено и наталкивалось на ярое сопротивление консерваторов. Не секрет, что слово "модернизация" применительно к религии вызывает в исламском обществе отторжение.

- Можно ли говорить о том, что распространение идей шариата не обойдет стороной и Россию?

- Проблемы шариата касаются и России, где число мусульман колеблется в пределах 15-20 млн человек, если учитывать мигрантов из Южного Кавказа и Центральной Азии. Особенно остро стоит вопрос на Северном Кавказе, где в последние годы заметно усилился процесс исламизации и ислам становится одним из важнейших регуляторов отношений в обществе.

В условиях хронической нестабильности, недоверия к федеральной и местной власти, при слабо или вообще не работающих федеральных законах все больше мусульман полагают, что основой для разрешения многочисленных, разноплановых конфликтов может стать только шариат.

К шариату призывают как лояльные власти мусульмане, духовные лица, так и исламская оппозиция, которую можно назвать исламистской. Лояльные мусульмане (их большинство) полагают, что шариат вполне может быть легализован как закон и применяться одновременно с федеральным законодательством в рамках Российской Федерации. Иными словами, возможно формирование своего рода внутрироссийского "исламского пространства". Их оппоненты - исламисты - полагают, что это возможно осуществить только после отделения от России и образования независимого исламского государства.

Газета "Коммерсантъ", №208 (4749), 08.11.2011

Источник - kommersant.ru

0 пікір

Үздік материалдар

Құйылсын көшің

Бас газет оралмандарға неге шүйлікті?

Әлімжан Әшімұлы 2136
Әдебиет

«Солай емес пе?»

Ғаббас Қабышұлы 2542
Қоғам

Дос көп пе, дұшпан көп пе?

Әбдірашит Бәкірұлы 2306
Ел іші...

Ұлттық бірегейлену: Қандастардың рөлі қандай?

Омарәлі Әділбекұлы 1649