Сенбі, 20 Сәуір 2024
Жаңалықтар 5549 0 пікір 3 Мамыр, 2011 сағат 07:14

Большой друг казахского народа. Григорий Потанин – ученый, этнограф, гуманист

Прошлой осенью общественность нашей страны широко отметила 175-летие со дня рождения Григория Потанина - большого друга казахского народа, ученого-этнографа, ориенталиста, крупного востоковеда-путешественника, знатока тюркских языков, в том числе в совершенстве владевшего казахским. Мероприятие было организовано Министерством культуры республики с участием главы ведомства Мухтара Кул-Мухаммеда.

Имя уроженца села Ямышево нынешней Павлодарской области Григория Потанина неразрывно связано с именем выдающегося казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова. Они вместе изучали историко-этнографическое наследие казахского народа в Омском областном архиве. Потанин внес огромный вклад в развитие чокановедения, собрав и опубликовав многогранные и бесценные труды после его смерти.

Здесь уместно привести слова Г. Потанина, сказанные им на торжественном собрании Западносибирского отдела географического общества: "Омск - это моя духовная родина, здесь я когда-то с моим покойным другом Чоканом Валихановым впервые начал мечтать о тех трудах, выполнить которые пришлось мне одному, так как бедный друг мой скоро умер, но я уверен, что при исполнении тех задач, которые мы себе намечали, он мог бы создать себе громадное имя. Что касается меня, я сделал все, что мог, не отступая от тех предначертаний, которые мы себе когда-то вместе составили".

Прошлой осенью общественность нашей страны широко отметила 175-летие со дня рождения Григория Потанина - большого друга казахского народа, ученого-этнографа, ориенталиста, крупного востоковеда-путешественника, знатока тюркских языков, в том числе в совершенстве владевшего казахским. Мероприятие было организовано Министерством культуры республики с участием главы ведомства Мухтара Кул-Мухаммеда.

Имя уроженца села Ямышево нынешней Павлодарской области Григория Потанина неразрывно связано с именем выдающегося казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова. Они вместе изучали историко-этнографическое наследие казахского народа в Омском областном архиве. Потанин внес огромный вклад в развитие чокановедения, собрав и опубликовав многогранные и бесценные труды после его смерти.

Здесь уместно привести слова Г. Потанина, сказанные им на торжественном собрании Западносибирского отдела географического общества: "Омск - это моя духовная родина, здесь я когда-то с моим покойным другом Чоканом Валихановым впервые начал мечтать о тех трудах, выполнить которые пришлось мне одному, так как бедный друг мой скоро умер, но я уверен, что при исполнении тех задач, которые мы себе намечали, он мог бы создать себе громадное имя. Что касается меня, я сделал все, что мог, не отступая от тех предначертаний, которые мы себе когда-то вместе составили".

С 1876 года Г. Потанин принимает активное участие в ряде научных экспедиций с целью сбора материалов по географии малоизученных регионов Российской империи, в том числе их этнографии, фольклора, ботаники и экономики.

В ходе экспедиций собрал бесценный материал о жителях Монголии, Большого Хингана, Забайкалья, Алтая и казахской степи - Баянаула, Сырымбета, Зайсана, Тарбагатая. Изучение казахских легенд и сказок, записанных как на языке оригинала, так и в переводе на русский язык, получило отражение в научных трудах.

В этом благородном деле ученый-этнограф тесно сотрудничал с такими известными просветителями, как Абай Кунанбаев, Муса и Садвакас Чормановы, Имантай Сатпаев (отец академика Каныша Сатпаева), Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Алихан Ермеков, Жакып Акбаев и другие.

Автор около 240 фундаментальных трудов Г. Потанин за работу над "Легендами и сказками казахов и алтайских тюрков" в 1886 году был удостоен Большой Константиновской медали Императорского Русского географического общества. Был одним из основателей сибирского областничества, выдвигал идею развития Сибирского региона.

В 1915 году в научных кругах отмечали 80-летие Григория Потанина. Выказывая особое уважение, специально к этому событию его ученики и соратники выпустили сборники трудов сибирского исследователя. Не остались в стороне и казахские демократы - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Муса Шорманов, Алимхан Ермеков, Жакып Акпаев и Миржакып Дулатов.

В качестве подарка Ахмет Байтурсынов готовит к изданию записанную Потаниным полную версию поэмы-жыр "Ер Сайын", которая по стечению обстоятельств была издана только в 1923 году в Восточном издательстве Народного комиссариата национальностей, редактором казахского отдела (ответственным за выпуск) которого в то время был Қыр баласы (Сын степи) - Алихан Букейханов.

Книга открывается еще нигде не опубликованным стихотворением Ахмета Байтурсынова, которое было посвящено 80-летию сибирского аксакала - Гірекеңа (глубокоуважаемого Григория Николаевича) на казахском языке, - "В дар Г. Н. Потанину". Мы предлагаем из него отрывок, переведенный нами на русский язык.

Невзгоды и лишения

бесчисленных дорог

Тобою пройдены за долгий

жизни срок.

Через дожди, метели, снег, жару

Ты шел дорогой верной,

благородной, друг.

Не восхваленье это:

доказательство тому

На благо родины твой

кропотливый труд.

Такое время выпало всем нам:

Безбрежной нищетой война,

обрекшая крестьян.

Алаша скромный дар прими

от нас -

Не конь склоняет голову

перед тобой,

Не шубой, отороченной мехами

с шелком,

Ты слово доброе взамен

богатств прими.

Ахмет Байтурсынов подписывает стихотворение "А. Б. 1915 г.". После полного текста поэмы-жыр "Ер Сайын" Алихан Букейханов дает биографический материал под заголовком "Григорий Николаевич Потанин". Этой статье 96 лет, но, несмотря на давность, она не утратила своей познавательной и воспитательной ценности.

Мы посчитали важным представить читателям газеты наследие, оставленное нам А. Букейхановым.

"Г. Н. Потанин - сын сибирского казака уезда Кызылжар. Его отец правил сотней русских казаков в селе Суюндик Баянаульского района. 4 октября 1835 года в городе Ямышевское, казахское его название было Тұзды қала (Соленый город), родился Г. Н. Потанин. После того, как мальчику исполнилось три месяца, его отец переехал в уезд Кызылжар. Приехав на станцию, отец обнаружил пропажу сына: ребенок выпал из саней.

Григорий Николаевич шутил: "Мне в трехмесячном возрасте захотелось попутешествовать по миру, я выпал из саней, затем меня нашли. Уже в то время я проявил желание изучить мир".

Григорий Николаевич учился вместе с потомком хана Чоканом в Кадетском корпусе в Омске. Они были верными друзьями. На протяжении почти сорока лет он пытался, а в результате в 1904 году все же издал две книги Чокана Валиханова. После окончания корпуса в 1855 году в качестве руководителя русских казаков побывал на Семиречье, Григорий Николаевич был основным идейным вдохновителем строительства города Алматы. В 1859 году П. П. Семенов, прозванный Тянь-Шанским, возвращаясь из Туркестана, в Омске встретился с Г. Н. и Чоканом. Он почувствовал, что в этих двух молодых офицерах есть что-то особенное. "Чем здесь путаться под ногами, езжайте в Петербург, выучитесь в университете", - посоветовал он Г. Н. и Чокану. Молодые люди так и сделали: они поступили в университет в Петербурге. Г. Н. в университете хорошо освоил ботанику - растениеводство, литературу и культуру разных народов, географию.

В 1863 году он был в составе комиссии, обозначившей границу между Россией и Китаем; изучив казахскую письменность, провел сравнительный анализ казахской литературы с литературой алтайских тюрков; он внес значительный вклад в историю развития человечества.

Расскажу немного и о характере Г. Н. За свою долгую жизнь (он скончался летом 1920 г. в Томске) он никогда никого не обидел словом, никогда не говорил о людях плохо. Григория Николаевича можно назвать "благовоспитанной девушкой", и это не будет преувеличением. В августе 1904 года я гостил в доме Г. Н. в Томске. Неожиданно вошли две девочки лет 10-12 и говорят: "Мы поступили в гимназию, нам теперь необходимы деньги на обучение, книги, бумагу, ручки, карандаши, одежду". "Хорошо, у вас все будет. Приходите завтра в 10 часов, купим все необходимое", - сказал Г. Н. Девочки от радости побежали, прыгая, словно козочки. Я спросил у Г. Н.: "Кто они?" Он с улыбкой ответил: "Сам не знаю. Этим летом они пришли ко мне и сказали, что хотят учиться, однако родители живут бедно, и нет средств на обучение, пришли просить меня о помощи. На что я им сказал: "Хорошо, я буду вас обучать. Осенью поступите в гимназию, а там посмотрим". Все лето я занимался с ними, и вот они поступили в гимназию", - засмеялся Г. Н.

В 1915 году Г. Н. исполнилось 80 лет. Многие его ученики в его честь издали его труды. Казахская молодежь также пожелала издать песни, стихи, пословицы казахского народа в качестве подарка. И стихотворение Ахмета "В дар Потанину", и поэма "Ер Сайын" должны были войти в этот сборник. Восточное издательство в честь Г. Н. также собиралось издать сборник под названием "Тысяча и одна пословица"... Қыр баласы". ("Ер Сайын". Москва, 1923, 86-91 с.).

Так просветители-демократы Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов хотели показать высокие человеческие качества одного из видных представителей русского народа - Григория Потанина, который является ярчайшим примером заботы о нашем народе. На примере таких благородных поступков великих людей мы обязаны воспитать нашу молодежь. Это особенно актуально сейчас, когда понятиям дружбы и солидарности народов уделяется огромное внимание в нашей многонациональной стране. Мы должны рассказывать подрастающему поколению о делах, идеях, чистоте помыслов, щедрости души, открытом сердце таких людей, как Григорий Потанин, Александр Затае­вич, Василий Радлов и другие, ибо они являются истинным примером искренней дружбы между нашими народами.

Бахтияр СМАНОВ,

профессор Казахского национального педагогического университета им. Абая
№ 144-145 (26565-26566) 30.04.2011

Источник - Казахстанская правда

0 пікір