Дүйсенбі, 21 Маусым 2021
Жаңалықтар 2678 0 пікір 6 Наурыз, 2014 сағат 06:12

АЛИХАН БУКЕЙХАН: ДАЙТЕ ЖИТЬ НАРОДАМ НЕ ПО МАРКСУ, А ТАК, КАК ОНИ ЗАХОТЯТ!

1-cурет: Әлихан Бөкейхан

2-сурет: Ленин. 1895 жыл

3-сурет: Әлиханмен Петерборда бірге оқыған қазақ студенттері

4-сурет: Әлихан Бөкейхан жерленген Дон бауырластар зираты

 

Посвящается 148-летию со дня

рождения Алихана Букейхана

 

Или об эволюции лидера казахов от марксизма до национальной идеи «Алаш»

«Потомки ханов имеют непреходящий

долг перед казахами и, пока я жив,

не перестану служить казахам»

А. Н. Букейхан

 

5 марта 2014 года Алихану Букейхану, лидеру казахского национального движения «Алаш» начала ХХ века, отцу-основателю и главе государства Алаш, исполняется 148 лет. Алихан, до 150-летнего юбилея которого остается ровно 2 года, пришел к национальной идее «Алаш» – вершине своего политического мировоззрения – через увлечение марксизмом.  

 

«Я СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ НЕ ЛЮБИЛ, НО ПРИЗНАЛ!»

1-cурет: Әлихан Бөкейхан

2-сурет: Ленин. 1895 жыл

3-сурет: Әлиханмен Петерборда бірге оқыған қазақ студенттері

4-сурет: Әлихан Бөкейхан жерленген Дон бауырластар зираты

 

Посвящается 148-летию со дня

рождения Алихана Букейхана

 

Или об эволюции лидера казахов от марксизма до национальной идеи «Алаш»

«Потомки ханов имеют непреходящий

долг перед казахами и, пока я жив,

не перестану служить казахам»

А. Н. Букейхан

 

5 марта 2014 года Алихану Букейхану, лидеру казахского национального движения «Алаш» начала ХХ века, отцу-основателю и главе государства Алаш, исполняется 148 лет. Алихан, до 150-летнего юбилея которого остается ровно 2 года, пришел к национальной идее «Алаш» – вершине своего политического мировоззрения – через увлечение марксизмом.  

 

«Я СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ НЕ ЛЮБИЛ, НО ПРИЗНАЛ!»

«Лидер буржуазно-националистического движения казахов» – это одно из основных обвинений, предъявленных Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1937 года бывшему премьер-министру Автономии Алаш-Орда или государства Алаш Алихану Букейхану, которое дало Советской власти основание приговорить его к высшей мере наказания через расстрел. Приговор был исполнен в тот же день – 27 сентября 1937 года [фото № 1]. Место исполнения наказания – одиночная камера Бутырской тюрьмы в Москве.

Был ли Алихан Букейхан буржуазным националистом? Архивные материалы, а еще лучше его собственное богатейшее публицистическое наследие не оставляют сомнений в том, что он, да, был националистом, причем убежденным, и остался им до последнего вздоха в одиночной камере Бутырки. Об этом свидетельствует его краткая речь, высказанная перед вынесением смертного вердикта после предоставления ему последнего слова, в ней не было даже намека на раскаяние: «Я не любил Советскую власть, но признал!» А клеймо апологета «национальной буржуазии» вожди Советской власти приклеили ему лишь из-за его пребывания в рядах Конституционно-демократической партии (партии «Народной свободы» или кадетов) и членом ее Центрального комитета с 1912 года в период самодержавной России и первые месяцы после Февральской революции. Если российская, точнее сказать, русская кадетская партия являлась «буржуазной» в устах большевистских вождей до и после вероломного захвата власти в России в октябре 1917 года, то их обвинение казахской интеллигенции «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом в «буржуазном национализме» было не более чем плодом их беспредельной фантазии. Казахская буржуазия в начале ХХ века – это нечто из области научной фантастики.

Между тем А. Н. Букейхан являлся не просто убежденным казахским националистом и остался им навсегда в отечественной истории, а был отцом-основателем, ярким идеологом и лидером одноименного национального движения, партии и идеи – идеи национального единства и возрождения казахского народа, известной под названием «Алаш». Но к этой идее – к вершине своего политического мировоззрения – он подошел пройдя тернистый путь эволюции. Этот путь начался с увлечения экономическим материализмом   марксизма  в студенческие годы.    

 

«СОЦИАЛИСТ И ЧЛЕН АНТИРУССКОЙ ГРУППЫ «ЗАРЗАМАН»

В 1890–1894 годах Алихан учился в С.-Петербургском Лесном институте. И его пребывание в С.-Петербурге совпало с периодом, когда поднималась новая, более организованная и потому мощная волна революционного движения и когда над умами прогрессивной российской интеллигенции и студенческой молодежи властвовала идея коренного преобразования колониальной империи. Прибывший из далекой Азиатской колонии России казахский джигит, которому тогда было 24 года от роду, судя по архивным документам, не был безучастным свидетелем происходящих вокруг бурных событий. Например, исследователи Общества изучения Средней Азии Оксфордского университета утверждают, что «в юности А. Букейханов был радикальным революционером, социалистом и членом антирусской литературной группы «Зарзаман» [«Трагическая эпоха»]. Для подобного утверждения имеются все основания, поскольку в 90-х годах ХІХ века в ведущих вузах одного лишь С.-Петербурга обучались чуть ли не десятки казахских юношей, представлявших разные регионы Казахстана. К примеру, в год поступления в Лесной институт, в 1890 году, Алихан в С.-Петербурге встретил Бахытжана Каратайулы [Каратаев; - фото № 3] из Уральска, Габидоллу Темирулы [Темиров] из Актюбинска и Барлыбека Сырттанулы [Сыртанов; - фото № 4] из Верного Семиреченской области. Бахытжан и Габидолла уже окончили юридический факультет С.-Петербургского университета и остались жить в столице, Барлыбек только что окончил факультет востоковедения того же вуза по специальности филолога арабско-персидского и тюрко-татарского языков. В 1892 году ряды казахских студентов в С.-Петербурге пополнились еще одним сородичем из Букеевской Орды Батырхаиром Ниязулы [Ниязов]. В 1892–1896 годах он тоже учился на юридическом факультете столичного университета. Между тем в 1890–1894 годах среди студентов Лесного института Алихан был тоже не единственным казахом. Вместе с ним все 4 года в одной группе учился Жагыпар Айманулы [Айманов], родной дядя будущего известного казахского киноактера и кинорежиссера Шакена Айманова, имя которого сейчас носит национальная кинокомпания «Қазақфильм» [фото №№ 4, 5].

Мало того, в 90-х годах ХІХ века в столице метрополии учились по крайней мере еще два казаха, имена которых вскользь упоминаются в письме Бахытжана Каратайулы, написанного им 30 сентября 1910 года в Уральске. Отмечу, что оно было адресовано Алихану Букейхану, отбывающему политическую ссылку в Самаре. Это письмо также явно свидетельствует, что казахская молодежь в С.-Петербурге нередко, если не регулярно, собиралась у одного из них на квартире, арендуемой в период учебы, где, очевидно, проходили если не тайные, но уж явно негласные заседания антирусской группы или землячества, вполне может быть и марксистского (социалистического) толка, сопровождавшиеся горячими дебатами по актуальным политическим вопросам текущего момента. «Я тебя уважал, когда ты был студентом, за твои убеждения, – напоминает адресату своего письма Б. Каратайулы. – Мне отчасти известны некоторые эпизоды из твоей студенческой жизни. Так, например, однажды в г. Питере на квартире у меня были ты и Базар Саматов (ныне покойник). Я был кандидатом в канцелярию 2-го департамента правительствующего Сената. Возник спор о таком предмете, о котором обсуждали и говорили «Новое время» и «Новости». Саматов стоял за «Новое время», а ты за «Новости». Ты сказал Саматову: «Ты глуп, как сивый мерин». Я от души хохотал. Только я ныне позабыл, о чем была речь. Несомненно лишь то, что я был на твоей стороне. Затем я помню эпизод с Валиханом (Гази), которому ты сказал: «Вы ничего не понимаете и не знаете», на что тот ответил грубыми выходками».

Как следует из содержания письма, уже в 90-х годах ХІХ века Алихан выступал организатором казахского землячества в С.-Петербурге, идейным вдохновителем их антирусской группы «Зарзаман» и ее неформальным лидером. Позднее члены этой группы станут известными общественными деятелями, депутатами І и ІІ Государственной Думы (А. Букейхан и Б. Каратайулы), пламенными борцами за права и национальные интересы народа. Но из них именно А. Н. Букейхан станет общепризнанным казахским национальным лидером, к которому в цитируемом письме Б. Каратайулы обращается за советом.

Остается добавить, что газета «Новое время», издававшаяся в 1868–1917 годах в С.-Петербурге, в апреле 1872 года первой сообщившая о выходе на русском языке первого тома «Капитала» Карла Маркса, в русском либеральном обществе имела репутацию сервильной, реакционной и беспринципной газеты, а слово «нововременец» становилось нарицательным. Более респектабельная газета «Новости», позицию которой отстаивал Алихан, также издавалась в С.-Петербурге между 1872–1906 годами.

По архивным данным и материалам периодической печати более позднего периода, Алихан находился в авангарде студенческого движения С.-Петербурга в целом, являясь одним из инициаторов студенческих волнений и «беспорядков» в столице метрополии. Например, как сообщала санкт-петербургская газета «Наша жизнь» в декабре 1905 года, накануне избрания в депутаты І-й Государственной Думы от казахского населения Семипалатинской области Алихан «в бытность студентом Лесного института принимал самое деятельное участие во всех студенческих делах, всегда примыкая к крайней левой. Во время разгара споров о марксизме очень энергично отстаивал тезисы экономического материализма».   

Центральный государственный архив России располагает документами, касающимися студенческого движения в С.-Петербурге в 1890-х годах, в частности, делом «о волнениях учащейся молодежи» под № 3, состоящим из отчетов и доносов тайного осведомителя столичного департамента полиции. В этом деле особый интерес вызывают следующие строки из отчета доносчика царской охранки: «Мною получены сведения, что среди учащейся молодежи некоторых высших учебных заведений С.-Петербурга замечается сильное брожение... Брожение это является результатом воздействия на своих товарищей некоторых неблагонадежных лиц, стремящихся организовать беспорядки в учебных заведениях. Такое же брожение происходит в Лесном институте...». Далее тайный агент полиции перечисляет имена студентов, замеченных «в подстрекательстве своих товарищей к производству общественных беспорядков от 21 ноября 1893 года», в числе которых, видимо, далеко неслучайно оказался и Алихан. На пятом листе данного отчета дана более подробная характеристика каждому из перечисленных «подстрекателей», но самая краткая из них относится к Алихану, который в этом черном списке значится одним из первых – под №: «Букей-Ханов-Нурмухамедов Али-Хан, IV курса – личность сомнительной благонадежности».

 

ВАСИЛИЙ ШЕЛГУНОВ: «БУКЕЙХАНОВ УЧИЛ НАС МАРКСИЗМУ!»

Нужно добавить еще один важный штрих к студенческому портрету Алихана. В первые годы пребывания в Петербурге он параллельно слушает лекции на юридическом факультете столичного императорского университета, который окончит экстерном в ноябре 1891 года вместе с Володей Ульяновым, будущим отцом-основателем СССР под именем Владимира Ленина, о чем расскажет Алимхан Ермекулы в своем интервью казахскому радио после освобождения из ГУЛАГа.

Выясняется также, что в студенческую пору Алихана Букейхана и Владимира Ульянова свели не только и не столько совместная учеба экстерном в университете, но еще некто Василий Шелгунов – один из старейших участников социал-демократического движения царской России, позже составивший так называемую «ленинскую гвардию большевиков».

В. Шелгунов действительно вступил в компартию еще в 1898 году. Живя в С.-Петербурге с 1873 года, свою трудовую карьеру он начал с простого рабочего на чугунолитейном заводе Петрова. В 1892 году будучи рабочим Балтийского завода, в социал-демократических кружках для рабочих познакомился со студентами-марксистами, одним из которых оказался Алихан Букейхан. Об этом свидетельствуют слова самого В. Шелгунова о том, что «Букейханов учил их марксизму». Эти слова он произнес осенью 1926 года в Кремле, в кабинете генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина, чтобы убедить его освободить Алихана Букейхана из Бутырки.   

В 1895 году А. Н. Букейхан возвращается в Омск, где наряду с работой помощника лесничего и преподавателя математики в лесной школе для казахских детей, тесно сотрудничает с местной газетой «Степной край». По воспоминаниям Сергея Швецова, с приходом в редакцию политических ссыльных, а также ряда местных деятелей либеральных взглядов, среди которых выделялся недавний студент А. Н. Букейхан, «Степной край» достигает небывалого влияния, продвинувшись в первые ряды лучшей провинциальной печати». «А. Н. Букейхан, – свидетельствует далее С. П. Швецов, –  представлял собою марксистское направление в газете и был, несомненно, наиболее ярким его выразителем. Я бы сказал даже – единственно ярким».  

Некто Ф. Виноградов, вступивший с ним в полемику на страницах советских журналов «Каторга и ссылка» и «Северная Азия» в 1930-х годах, утверждал, что газета «Степной край» «сумела обслужить нужды уральских рабочих и дать толчок для развития их классового самосознания». 

Добавлю лишь, что в 1895–1903 годах вокруг «Степного края» сосредоточились сторонники различных, а позднее и непримиримых политических течений дореволюционной России, начиная от народовольцев («Земля и Воля») в лице Якова Севостьянова, социал-революционеров (эсеров) в лице Сергея Швецова и Льва Чермака, социал-демократов и кончая будущими конституционными демократами в лице Алихана Букейхана, также писателями революционной среды. Но после перехода газеты в руки социал-демократов в 1903 году Алихан Букейхан покидает «Степной край», изредка  публикуясь на ее страницах в период первой русской революции 1905–1907 годов. Замечу, что накануне ухода из газеты, в 1903 году, А. Букейхан впервые побывал в царских застенках в составе всей редакции «Степного края», о чем рассказывал С. Швецов в вышеприведенных воспоминаниях.

 

АЛИХАН БУКЕЙХАН: НАЦИОНАЛИЗМ – ЭТО ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ НАЦИИ...

В 1905 году грянула первая русская революция. В конце года та же петербургская «Наша жизнь» констатировала, что политические взгляды А. Букейхана претерпели изменения, иначе говоря, он из увлеченного марксиста превращается в убежденного националиста. Радикальная перемена в его политическом мировоззрении произошла после участия в работе сразу двух научных экспедиций под руководством Федора Щербины и Сергея Швецова в 1896–1901 и 1902 годах. Досконально изучив культуру, быт и форму хозяйства своего народа, а также самостоятельно исследовав историю принятия Казахскими ханствами подданства России, он увидел пагубность разделения своего народа на классы богатых и бедных или эксплуататоров и эксплуатируемых,  по принадлежности к тому или иному роду, жузу или орде, на образованных или безграмотных. Он видел свой народ единой нацией с общей культурой, языком и религией. Пришел к убеждению, что казахи –  талантливый народ, которому необходимо дать лишь современное образование и привить новые ценности, сохранив при этом самобытную культуру. Свой народ он сравнивал с человеком, находящимся «в детстве своего духовного развития». Еще в ранних статьях он писал, что «Казахская степь... не в дальнем будущем достигнет некоторого успеха на пути цивилизации, как народ, одаренный от природы умом, способностью». Позднее, в 1910 году, в своем очерке «Казахи», изданном в С.-Петербурге, он написал, что видит «будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова». Но не по Марксу.

К началу же 1905 года он успел прославиться на весь Степной край, прежде всего перед колониальными властями, как бескомпромиссный борец за права и интересы своего народа. И к концу 1905 года в тайной переписке Омского жандармского управления с Департаментом полиции в С.-Петербурге А. Букейхан фигурировал как «главный руководитель, как оказывающий огромное влияние на всю казахскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого Управления Букейханов» или «известный пропагандист, бывший душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций и как главный инициатор и руководитель религиозно-политического движения казахов» [в ориг. «киргиз»]. 

А. Букейхан стал националистом не внезапно, как может показаться на первый взгляд, а был таковым со студенческих лет и оставался им до конца жизни. Выдвигая национальную идею «Алаш», ее автор и лидер одноименного движения А. Н. Букейхан исходил из убеждения, что  национализм – это любовь к своей нации и забота о ней, что национализм казахов – это естественное осознание своей генетической, исторической и культурной принадлежности к своему народу и своей отчизне, родо-племенное чувство, скреплённое общностью происхождения, языка, истории, культуры, традиций и стабильной средой обитания конкретной личности и его предков. Он до конца своей жизни настойчиво и последовательно отстаивал священное право казахов, как коренной нации, быть хозяевами на собственной земле, земле предков. 

Между тем понятие национализм в цивилизованном мире имеет исключительно положительную трактовку, как преданность своему народу, защита национального единства или независимости. К примеру, Американский политический словарь, выдержавший к 90-м годам прошлого столетия 9 изданий, гласит: «Национализм отождествляется с социальными и психологическими силами, которые зародились под действием уникальных культурных, исторических факторов, для того чтобы обеспечить единство, воодушевление в среде данного народа посредством культивирования чувства общей принадлежности к этим ценностям. Национализм объединяет народ, который обладает общими культурными, языковыми, расовыми, историческими или географическими чертами или опытом и который обеспечивает верность этой политической общности».

Ему вторит и Британская энциклопедия, где национализм рассматривается как «верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов».

И, наконец, согласно Японской энциклопедии – «национализм есть всеобщая приверженность и верность своей нации».

Идея казахского национализма «Алаш», выдвинутая Алиханом Букейханом, в своем проявлении не выходила за рамки вышеприведенного классического национализма. В то же время наблюдается, на первый взгляд, противоречивое действие казахского национального лидера. В частности, в октябре 1905 года Алихан Букейхан выступает одним из инициаторов организации омской городской и акмолинской областной группы Конституционно-демократической партии, с января 1906 года – партии «Народной свободы», и тут же избирается одним из руководителей этой группы. Более того в конце 1905 – начале 1906 года он успешно создает казахский филиал этой партии среди своих сородичей в Каркаралы и Семипалатинске. И избирается депутатом І Государственной Думы от казахской кадетской партии Семипалатинской области.

Партия возникла буквально между манифестами 23 апреля и 17 октября 1905 года, но за короткое время стала самой крупной и популярной в России и в ее колониальных окраинах оппозиционной силой. Программные цели и задачи кадетов в целом отвечали стремлениям и чаяниям казахов. Вот их краткая суть: «…а/ обезпеченiе законодательными нормами неприкосновенности личности, равенства всех граждан – безъ различия национальности, вероисповеданий, сословий и пола, и свобод»; б/ введение всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, без различия пола, как в народном представительстве, так и в местном самоуправлении; в/ законодательное разрешение земельной реформы и г/ удовлетворение справедливых национальных требований».

Вступая в русскую политическую партию, лидер интеллигенции Алаш исходил из глубокого осознания того, что бороться против могущественной колониальной империи и добиться восстановления независимости путем вооруженного восстания при самодержавии невозможно. Ни фактически, ни теоретически. И вооруженная борьба, на его взгляд, не найдет массовой поддержки в народе, что ярко продемонстрировало поражение восстания хана Кенесары. 

Единственный путь, который мог привести казахов к восстановлению национальной государственности, а затем и полной независимости, по убеждению лидера «Алаш», лежал через радикальное политическое реформирование самой колониальной империи, преобразовав ее из самодержавия в конституционное федеративное демократическое государство.

С этой целью Алихан Букейхан, по одним данным, после избрания в І Думу в 1906 году, по другим – в 1908 году вступает в русскую масонскую ложу «Полярная звезда», которая после переформатирования в 1910 году стала именоваться «Великий Восток народов России». Отец-основатель российского масонства начала ХХ века, профессор Максим Ковалевский стратегическую миссию новых вольных каменщиков выразил одной фразой. После возвращения в Россию из Парижской эмиграции в 1906 году, он заявил: «только масонство может победить самодержавие». И оно выполнило свою миссию в феврале 1917 года, добившись отречения Николая ІІ от престола и свержения самодержавия.

 

НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ НАРОДАМ ПРАВО ЖИТЬ НЕ ПО МАРКСУ, А ТАК, КАК ОНИ ЗАХОТЯТ!

Своей стратегической цели достиг и Алихан Букейхан, которому теперь предстояло решить следующую не менее сложную задачу – добиться от предстоящего Учредительного собрания предоставления казахам права на национальное самоуправление, под которым он подразумевал восстановление казахской государственности, сперва хотя бы в составе Российской федеративной республики. Для выхода из ЦК и рядов кадетской партии он «нашел» формальный повод, заявив на внеочередном съезде партии в июле 1917 года о возникновении «принципиальных» разногласий с ЦК, в частности – по вопросам передачи земли в собственность, отделения церкви от государства и, самое главное – предоставления казахам автономии. Гарантию же на автономию он успел получить от братьев-масонов, среди которых были и кадеты. Попрощавшись с кадетами, он немедленно приступил к созданию национальной партии «Алаш» с целью участия в выборах в Учредительное собрание и инициировал созыв І-го Всеказахского съезда, где было принято постановление о требовании предоставления казахскому народу автономии. В октябре же 1917 года он участвует в первом Общесибирском съезде, где от имени всего казахского народа заявил: «Здесь нам говорят о федерации и об автономии, мы же требуем себе самоопределения, предоставления нам права самим решить, как нам управляться и жить. Нельзя управлять страной из Петербурга...  Нужно предоставить народам [право] жить не по Марксу, не по готовым формулам, а так, как они захотят».

Алихан Букейхан эти свои слова, помимо руководителей Сибирской автономии и Временного правительства России, адресовал и вождям большевиков, которые в тот момент пока еще отчаянно рвались к власти. Но вероятность захвата ими власти с каждым днем росла, а надежда на то, что Временное правительство во главе с Александром Керенским благополучно доведет бывшую империю до Учредительного собрания, таяла на глазах. Эта надежда стала еще призрачней после четвертого сентябрьского кризиса Временного правительства.

Подобная зыбкая политическая ситуация вынудила А. Букейхана, во-первых, уже в сентябре 1917 года приступить к созданию национальной армии под безобидным названием «народная милиция», во-вторых – заверить І Сибирский областной съезд в том, что казахская автономия временно присоединится к Сибирской. Это заявление лидера Алаш прозвучало за два месяца до созыва ІІ Всеказахского съезда и официального провозглашения Автономии Алаш-Орда. «Мы полагали, – писал он в своей статье «Жалпы Сібір сиезі», посвященной итогам этого съезда, – сперва нужно объединиться с Сибирью, чтобы безболезненно отделиться от мощного государства, а затем, укрепив свою государственность, отсоединиться и от нее».

 

АЛИХАН БУКЕЙХАН: «УЛЬЯНОВ-ЛЕНИН, КАК НИКОЛАЙ, СЧИТАЕТ НАРОД ЗА БЕЗСЛОВЕСНОЕ ЖИВОТНОЕ»

После вероломного захвата власти большевиками, 1 декабря 1917 года А. Букейхан, оставаясь комиссаром Временного правительства в Тургайской области и членом комитета по управлению Туркестанским краем, издал и распространил памятку, в которой обвинил вождя Советской власти Владимира Ульянова-Ленина в «самодержавии» и разоблачил черносотенную сущность новой власти. «Безответственность Правителей мы видели при царе Николае, – говорилось в памятке. – Большевистский председатель Ульянов-Ленин, как Николай, распоряжается самодержавно. Ульянов-Ленин, как Николай, считает народ за безсловесное животное».

«Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, – взывал далее лидер казахов Алихан Букейхан в документе, – большевики считают: 1) Ответственность перед народом Правителей, 2) Свободу слова, свободу печати, свободу собрания, 3) Всеобщее, прямое, тайное голосование, 4) Неприкосновенность граждан депутатов, 5) Власть народа буржуазным предрассудком!.. Большевики освободили из тюрьмы главу «Союза русского народа» Дубровина, черносотенца, слугу Николая, организатора убийства члена первой Государственной Думы М. Я. Герценштейна, павшего в борьбе за землю для народа».

В заключение автор памятки срывает с лица большевиков маску «революционера»: «Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, с лица большевика спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца!»

Сам когда-то самозабвенно увлеченный идеями социализма, А. Н. Букейхан увидел между громкими декларациями о социализме и реальными делами Советской власти огромную пропасть. В очередном материале о текущей ситуации в России, опубликованном в номере журнала «Абай» от 19 июня 1918 года под заголовком «Қазіргі саяси хал» («Текущая политическая ситуация»), он обвинил большевиков в «извращении и предательстве идеи социализма». 

В отличие от большевистской Советской власти, которая своих политических оппонентов арестовывала и расстреливала без суда и следствия, мало того, развязала против собственного народа кровавую гражданскую войну, противопоставив сына отцу, дочь матери, Народный совет Алаш-Орды во главе с А. Букейханом в августе 1918 года учредил специальный суд и следственную комиссию для разбора дел казахских большевиков. С первых дней своего существования.

 

ИДЕЯ «АЛАШ» УМРЕТ ВМЕСТЕ С ПОСЛЕДНИМ КАЗАХОМ

Позже, даже вынужденно признавая и присоединяясь к Советской власти во имя и ради сохранения казахского национального государства, Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» не отказались от национальной идеи. Больше того, в свидетельство своего отказа от вооруженной борьбы против Советской власти и принятия ее условий, он добровольно отказался от притязаний на верховную власть в своей казахской, но уже советской республике, о чем дал письменную клятву. В то же время, смиренно согласившись на деятельность лишь в сфере образования и науки, Алихан Букейхан и его соратники вплоть до 30-х годов ХХ века продолжали  благоприятно влиять на развитие казахской советской культуры, образования и науки. И эта выдающаяся интеллигенция «Алаш» во главе с Алиханом Букейханом, по мнению ученых-казаховедов Общества изучения Средней Азии Оксфордского университета, до своего исчезновения в кровавых репрессиях 30-х годов, преследовала единственную цель – «придать казахской советской культуре отчетливо национальный характер».

После казни Алихана Букейхана 27 сентября 1937 года, в день вынесения смертного приговора, преступный режим СССР вплоть до своего краха в декабре 1991 года тщательно скрывал то место, где был похоронен легендарный сын и вождь казахских степей. Очевидно, Советская власть не была уверена, что навсегда похоронила национальную идею «Алаш» вместе с ее носителем – лидером казахского национализма Алиханом Букейханом. Место его вечного покоя оставалось тайной больше 10 лет даже после краха «империи зла». Лишь более 60 лет спустя стало известно, что его прах похоронен на Донском кладбище в Москве [фото № 6].

Также очевидно, что идея «Алаш» не умерла вместе с интеллигенцией «Алаш», физически уничтоженной в советских ГУЛАГах. Она лишь дремала более полувека в генетической памяти каждого казаха и народа в целом, пробуждаясь в критические моменты истории. Идея Алаш будет жить и дальше в генах, течь в крови каждого казаха в отдельности и всего народа в целом до тех пор, пока она не будет реализована целиком и полностью, но уже в эпоху независимого государства казахов.

 

Султан Хан Аккулы,

директор Общественного фонда «Алашорда»,

PhD.

Abai.kz

0 пікір