Жұма, 19 Сәуір 2024
Тарих 7740 16 пікір 7 Ақпан, 2020 сағат 13:15

Бахытжан Каратайулы: «Я был коммунистом до Ленина»

Часть ІV

(Бахытжан Қаратайулы (Каратаев) (1860-1934))

В 1917-1918 гг. национальная элита, в отличие от большевиков, в ряды партии «Алаш» в первую очередь привлекала тех, кто ещё до Февральской революции 1917 г. искренне и бескорыстно, словом и делом служил интересам народа Алаш, ничем не запятнав свою репутацию, как того требовал Устав партии [1, т. Х, с. 167]. Лидеры «Алаш» не забыли и тех, кто в 1916-1917 гг. добровольно отправился на линию фронта Первой мировой войны от Минска, Киева до Риги и в период своей службы в Инородческом отделе с октября 1916 по август 1917 гг., кто ярко проявил свою готовность самоотверженно служить интересам своёго народа, защищать и оберегать своих братьев, мобилизованных на тыловую повинность. Казахи, «реквизированные» на тыловую работу согласно указа от 25 июня 1916 г., отбывали её в адских условиях - под артобстрелами, авиабомбёжками и химической атакой немецкой армии, неся потери ещё от неведомых для степняка болезней и недоедания [2]. Вместе с ними все эти тяготы и лишения несла на себе и новая волна интеллигенции «Алаш», неотступно находясь вместе с ними на линии Западного, Юго-Западного и Северного фронтов. Это были образованные, целеустремлённые, решительные молодые люди, искренне и бескорыстно любящие свой народ, свою Великую степь, национальную культуру и, главное - способные к самостоятельным действиям и решениям в самый критический момент, как, например, І-я мировая война, или Февральская революция, предоставившая исторический шанс многострадальному степному народу восстановить свою национальную государственнность. «Вся казахская, относительно немногочисленная интеллигенция стала под знамя «Алаша», - писал Мустафа Шокай в 1920 г. в своей статье «Советская власть и казахи», - Только несколько лиц, не принятых в эту партию из-за дореволюционной их деятельности во вред интересам народа, остались за бортом..» [3]. Среди тех, кто «остался за бортом» партии «Алаш» не только из-за своей дореволюционной деятельности, но еще из-за шаткости своих политических убеждений, преследований личного благополучия и карьеры, оказались, например, Бахытжан Каратайулы (Каратаев), Кольбай Тогысулы (Тогусов), Садуакас Сейфоллаулы (Сакен Сейфуллин), Турар Рыскулулы (Рыскулов) и ряд других. Неудивительно, что все они тут же стали «революционерами» и большевиками.

Шаткостью своих своих политических предпочтений особо отличались Б. Каратайулы и К. Тогысулы. Первый из них, как сам признавался в письме А. Букейхану в 30 сентября 1910 года, после окончания юридического факультета Императорского университета (СПб), пытался устроиться на службу сразу же в высшем эшелоне власти колониальной империи: «Я былъ кандидатомъ въ канцелярію 2-го департамента правительствующего Сената» [4, лл. 27-30]. Позднее, после учреждения Государственной думы и образования Конституционно-демократической партии (далее кадетская партия. – С.А.), в январе 1906 г. создает в Уральской области казахский филиал кадетской партии [5, с. 55], возглавит её и выдвинет свою кандидатуру в члены І-созыва Госдумы 1906 г. Но, как заявлял Халел Досмухамедулы в своих показаниях следователю ОГПУ от 14.09.1930 г., он и ряд других студентов «успели кое-что разъяснить народу и провалить кандидатуру в Государственную думу султана Бахытжана Каратаева, мечтавшего восстановить среди казахов дворянство из чингизидов» [6, т. ІІ, с. 109]. Правоту Халела потверждает в своей статье «Советская власть и казахи» и М. Шокай: «...Вся сознательная жизнь Каратаева сплетена из сплошных обманов казахов (в ориг. «киргиз») в своих личных корыстных целях. Кто не знает в степи Бахитджана Каратаева, который в своих «докладных записках» на имя российских премьеров восхвалял преступную в отношении казахского населения переселенческую политику царского правительства и в качестве панацеи от всех бед и неустройств казахской жизни рекомендовал назначение в казахские области крестьянсих начальников исключительно из потомков казахских ханов. При этом он подписывался: «Потомок Абул-Хаир-хана, приведшего казахский народ в верноподданство великих русских императоров. – Б.К.»... Каратаев, это тот самый, который все несчастья казахов в 1916 г. объяснял близостью казахской интеллигенции к русским оппозиционным и революционным партиям и указывал казахам дорогу к «близкому приятелю царицы» Распутину» [7, с. 161-163].

Всё же не без содействия царской колониальной администрации в ноябре 1906 года Б. Каратайулы от казахского населения Уральской области избирается членом ІІ Госдумы, в составе которой примыкает, как и все казахские и тюрко-мусульманские члены ІІ-й Думы, к думской фракции кадетов (фото № 1). Но после роспуска ІІ-созыва Думы в июне 1907 года, убеждения Б. Қаратайулы меняются с калейдоскопической быстротой. По свидетельству того же Х. Досмухамедулы, он последовательно становится «монархистом, антифедералистом, федералистом и коммунистом», а потом вовсе заявит: «Я был коммунистом до Ленина» [6,  с. 110].

(Фото № 1. Группа членов политической фракции кадетской партии во ІІ Государственной думе. В третьем ряду седьмой слева – Б. Б. Каратайулы. Таврический дворец, СПб. 1907 г.)

Переменчивость взглядов Б. Каратайулы проявляется даже во взаимоотношениях с друзьями, коллегами и соратниками по общественно-политической деятельности. Яркий тому пример. В своем письме от 30.09.1910 г., адресованном А. Букейхану в Самару из Уральска, Б. Каратайулы писал: «Один ты, по-моему, заслужил расположение народа. Один ты имеешь право сказать, что работал на народ. Кто же больше? Все остальные – сытые подлецы на казенных жалованиях – лишь умеют зло завидовать и змейным образом шипеть вокруг тех, кто работает, тогда как они сами пальцами не шевелят за народ. При таком положении я не раз опускал руки, не будучи в состоянии оказать какую-либо практическую пользу своему народу. Но сидеть сложа руки, живым свидетелем того грабежа, который производится над землей, также не хватает сил» [4, лл. 27-30]. Однако буквально год-два спустя, фактически со дня появления первого казахского журнала «Айқап», Бахытжан сам начинает «зло завидовать и змейным образом шипеть вокруг» лидеров движения «Алаш», издателей газеты «Қазақ» и большой группы ее авторов во главе с А. Букейханом, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы. Как выяснилось в последующем, с 1914 г. Бахытжан от имени несуществующих лиц строчил на издателей «Қазақ» и А.Н. Букейхана, в частности, доносы в полицию Оренбургской и Самарской областей. В октябре того года газета «Қазақ» едва не обанкротилась из-за неподъемного штрафа, наложенного колониальной администрацией по его доносу. Чтобы спасти издание от закрытия, вместо штрафа А. Байтурсынулы был вынужден сесть в тюрьму, а в Самаре за А. Букейханом было установлена наружная слежка, о чём подробно поведал в М. Дулатулы в статье «Қазақ баспаханасы» после Февральской революции 1917 г. [8, с. 409-410].

Ничем не уступал ему в переменчивости политических убеждений, политическом авантюризме и изворотливости Кольбай Тогысулы (Тогусов). Но об этом в продолжении.

Перечень первоисточников:

1 Бөкейхан Ә. Шығармалары – Сочинения. 15 тт. – Астана: «Алашорда» Қоғамдық қоры, 2018. – Т. Х. – С. 560.

2 Аккулы С. Казахи и Первая мировая война. Часть ІІІ. – 28.11.2018 - https://e-history.kz/ru/publications/view/kazahi_i_pervaya_mirovaya_voina_ili_chto_skrivalos_v_arhivah_belarusi_chast_iii__4701

3 Шокай М. Советская власть и киргизы. / «Вольный горец», 21-28.06, 5-12.07.1920 г. Тифлис.

4 ЦГА РУ: Ф.И. – 461, опись № 1, дело № 1026, листы  №№ 27-30 (незаверенная копия).

5 Аманжолова Д. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. – Алматы: Издательский дом «Таймс», 2009. – 412 с.

6 Движение Алаш: Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. Трехтомник. – Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. – Т. ІІ. – 377 с.

7 Шоқай М. Шығармаларының толық жинағы: Он екі томдық. – Алматы: Дайк-Пресс, 2012. – Т. ІІ. – 640 с.

8 «Қазақ» газеті. / Бас редактор Ә. Нысанбаев. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы» Бас редакциясы, 1998. - 560 б.

Султан Хан Аккулы

Часть І.  Кто они – первые казахские большевики?

Часть IІ. Тёмная сторона луны или кто они - первые казахские большевики?

Часть IІІ. Правда об Амангельды Иманове, воспринимавшим слово «большевик» как «кипчак»

Abai.kz

16 пікір