Бейсенбі, 25 Сәуір 2024
Жаңалықтар 4035 0 пікір 26 Қараша, 2012 сағат 09:46

Жанаозен еще не простил, но уже пытается возродиться

Пресс-тур главных редакторов  по местам жанаозенской истории

Приближается годовщина жанаозенской трагедии. Однако говорить о подведении итогов самой тяжелой истории в Казахстане очень рано. Сегодня между формальным разбором полетов (прошедшие судебные процессы) до реального отлива океана человеческого горя, людского возмущения и незалеченных ран очень большая пропасть. Благодаря новому менеджменту РД КМГ мы вместе с участниками пресс-тура главных редакторов увидели другой Жанаозен, с трудом и болью восстанавливающийся.

Пресс-тур главных редакторов  по местам жанаозенской истории

Приближается годовщина жанаозенской трагедии. Однако говорить о подведении итогов самой тяжелой истории в Казахстане очень рано. Сегодня между формальным разбором полетов (прошедшие судебные процессы) до реального отлива океана человеческого горя, людского возмущения и незалеченных ран очень большая пропасть. Благодаря новому менеджменту РД КМГ мы вместе с участниками пресс-тура главных редакторов увидели другой Жанаозен, с трудом и болью восстанавливающийся.

С чего начинается нефть? С нового руководства

В нашем цикле публикаций «Трагедия Жанаозена изнутри нефтяной империи» (в пяти частях) мы более подробно говорили о причинах, заложенных бывшим руководством «КазМунайГаза» под социальный взрыв нефтяников Мангыстау задолго до кровавой трагедии. Вкратце они касаются имперской политики руководства нацкомпании, сцепленной клановыми и родственными связями. Закрытая деятельность нефтебаронов «КазМунайГаза» направлялась не на фактический рост национальной компании, а на использование ее в интересах узкой прослойки за счет огромных иностранных займов и доходов КМГ. Так, применялись много левых схем с целью расхищения миллиардных доходов и инвестиций, зарплата топ-менеджеров и их устройство в огромных и богато устроенных офисах по всей стране отличались как небо и земля от суровых и скупых условий труда и заработков десяток тысяч рабочих КМГ. Рабочих обманывали, обсчитывали, расхищали их законные фонды на социалку и охрану труда. В результате с 2007 года здесь периодически вспыхивали стачки и митинги. Но менеджмент в стиле а-ля Кулибаев, который все эти годы возглавлял «нефтянку» РК, холодно и высокомерно игнорировал требования низов. Как исход, в Мангыстау началась длительная и изнурительная забастовка более тысячи нефтяников, вылившаяся в кровавую трагедию в Жанаозене 16 декабря 2011 года.  

foto_mangystau

Как известно, после расстрела бастующих и жителей города реальное наказание со стороны руководства «КазМунайГаза» понесли несколько «козлов отпущения», которые приложили руку к губительной и хищнической политике КМГ в отношении многотысячного коллектива, сам же г-н Кулибаев и его топ-менеджеры отделались лишением высоких должностей и моральным порицанием президента Назарбаева.

Однако этими формальностями проблема Жанаозена (не только города, но и производственного массива) не только не решена, она только начинается решаться, и еще неизвестно - будет ли решена окончательно. И тем не менее...

Надо полагать, что Жанаозен, как очаг национальной трагедии, сильно напугал Акорду. Напугал не только народным возмущением «палачи», но и перспективой разного рода бунтов в других регионах, где существуют такие же потенциальные «жанаозени», доведенные коррупцией и произволом до возможного взрыва. Поэтому в верхах решили, видимо, поменять топ-менеджмент компании, в частности РД КМГ (Разведка Добыча «КазМунайГаз»), не только физически, но и ментально. То есть заменить офисных планктонов, работавших исключительно в режиме электронного царства, на менеджеров-бригадиров, способных быть среди  рабочих своими, не вызывать их недоверие, искренне разделять их запросы, жесткое мнение и крутой характер. Особенно теперь, когда рана Жанаозена еще сочится болью, обидой и не прощением.

Такой менеджмент в РД КМГ во главе с генеральным директором Аликом Айдарбаевым уже назначен. Это молодая команда в возрасте от 30 до 40 лет нацелена, прежде всего, на возвращение к полноценной жизни жанаозенских нефтяников, подстреленных не только полицией 16 декабря, но и всей предыдущей воровской системой  КМГ. Каждый день команда топ-менеджеров, забыв свои великосветские должности, надев спецовки и каски, пропадает на месторождениях среди ржавеющих с советских времен качалок и труб, на строительстве новых цехов, а также занимается новыми проектами по современным сервисным услугам для главного профиля - добычи.

Казалось бы, надо только приветствовать такой крутой поворот в привычном векторе «распила» доходов и  снобистской философии бывшего менеджмента. Однако - нет. Очень большая часть чиновничества, бизнеса, силовых органов и даже нашего брата - журналистов, привыкла при прежнем руководстве в разных вариантах буквально высасывать из «КазМунайГаза»  десятки и сотни миллионов тенге, которые на самом деле являлись отмывом или взятками. Например, при прежних менеджерах тратилось почти 400 миллионов тенге в год только на рекламу и прочие услуги отдельных СМИ (не более семи-восьми). Отдача, сами понимаете, была не только нулевой, а, напротив, отрицательной, ведь руководство РД КМГ платило  бешеные деньги, за которые компания так и не смогла с помощью любимых СМИ  предотвратить беду в Мангыстау. Зато теперь, когда эта и другие «отвальные» статьи расходов существенно сокращены в РД КМГ, приученные к жирным заказам халявные «партнеры» КМГ начали атаку против нового менеджмента подковерными путями.

Как в целом движется новое руководство РД КМГ, чтобы сойти с темной дорожки своих предшественников, рассказывает генеральный директор РД КМГ А. Айдарбаев:

Народ еще не простил, но предлагает выход

orazbai_tursunbaiНаш маршрут через ряд производств «Озенмунайгаза» прошел под пристальным и кое-где недружелюбным взглядом самих нефтяников. Отпечаток трагедии еще сильно отзывается реакцией недоверия среди рабочих, особенно среди тех, кто весной прошлого года с верой в справедливость вышел на площадь Ынтымак в Жанаозене и потребовал честной оплаты труда. Тогда руководство КМГ вместе с местной властью просто решили вопрос бастующих - тысяча рабочих были уволены. Сегодня все они (990), за исключением нескольких семей, покинувших Жанаозен, восстановлены на работу в «Озенмунайгаз». Однако бывшие забастовщики еще не отошли от шока, полученного от властей и родного руководства. Здесь мы поговорили с одним из лидеров профсоюза нефтяников Оразбаем Турсунбай.

На наши вопросы он ответил так: да, настроение людей пока еще подавлено, вернуть полное доверие и установить нормальный диалог пока не удается. Люди травмированы морально, а кое-кто перенес ранения во время расстрела, однако администрация привлекает к работе психологов, вступает программа по медицинской реабилитации пострадавших жителей Жанаозена от пуль и полицейских дубинок. Что касается осужденных рабочих, то профсоюзы приглашают адвокатов, чтобы они помогали с судебными апелляциями по отмене приговоров или хотя бы их смягчению.

Шукеевская программа, как председателя государственной комиссии по восстановлению ситуации в Жанаозене, не сработала в части плана по выселению «лишних» жителей из города в другие регионы с предоставлением рабочих мест и жилья, люди не хотят покидать родные места. И хотя в РД КМГ на сегодня лежит около 5 тысяч заявлений с просьбой о принятии на работу, компания не в состоянии удовлетворить все просьбы. Поэтому жители города ждут от компании и правительства, что здесь начнется масштабная модернизация производств с запуском разных заводов и фабрик по обслуживанию нужд градообразующего «Озенмунайгаза». Люди готовы осваивать профессии и строителей, и фермеров, и швей, и других специальностей, они надеются, что власти предложат им в качестве знака доброй воли такую жизнь, в которой желание работать и достойно содержать свою семью не будет расцениваться как разжигание социальной розни и угроза конституционного переворота.

abzal_mendybaevПресс-тур главных редакторов по Жанаозену и объектам нефтедобычи обернулся в некую дипмиссию журналистов и нефтяного руководства, журналистов и местной власти. Надо отдать  должное организаторам поездки - руководителям департаментов по работе со СМИ, по социальному обеспечению и других структур РД КМГ, а также генеральному директору самого «Озенмунайгаза» Абзалу Мендибаеву, которые не навязывали нам свои маршруты, не боялись наших разговоров с рабочими, и за то, что они приняли самое активное участие во время нашей встречи с семьями погибших, а также пострадавшими во время трагедии 16 декабря, хотя такое в их планы не входило.

Нам, профессионалам, предоставили главную услугу - свободу слова жанаозенцев, а что еще важнее - включились в реальную работу по оказанию помощи людям, которые в ней нуждались.

Аким Трумов приятно удивил...

Завершающим пунктом пресс-тура главных редакторов в Жанаозене был акимат города. Там нас встретил аким Серикбай Трумов. В результате пройденного за весь день маршрута мы логически подошли к вотчине местной власти с конкретными вопросами. Это:

  1. Может ли акимат Жанаозена помочь в регистрации общественной организации по оказанию помощи (юридической и медицинской) пострадавшим жителям региона с предоставлением комнаты и телефона? (Местная юстиция уже вторично отказала инициаторам в регистрации такой организации).
  2. Будет ли  акимат Жанаозена оказывать материальную и другую помощь семьям погибших и пострадавшим от расстрела жителям города? Может ли акимат помочь членам семей погибших и пострадавшим с трудоустройством?
  3. Почему аким отказывает в проведении 16 декабря, в день годовщины жанаозенской трагедии, акции поминовения погибших жанаозенцев на той самой площади, где началась трагедия? Почему не помогает в установлении памятной (мемориальной) доски на видном месте в центре города?

serikbai_trumovЭти и другие вопросы мы довольно подробно обсудили с акимом Серикбаем Трумовым. И были приятно удивлены тем, что акимат будет и дальше помогать семьям погибших с трудоустройством и лечением пострадавшим, что такая работа уже проводится. Нам лишь пришлось попросить акима обратить внимание на особо тяжелые жилищные условия вдовца с четырьмя детьми, мать которых кто-то зверски застрелил возле банкомата в тот день, видимо, с целью охраны его содержимого, и предоставить семье дополнительную площадь к имеющейся в рабочем общежитии (см. видео выше).

Мы также попросили акима создать общественную комиссию при акимате с участием руководства РД КМГ и общественности по сбору средств и организации лечения пострадавших как в наших клиниках, так и в других странах (наш сайт взял обязательство собрать миллион тенге в этот фонд).

Мы настоятельно просили акима пойти навстречу жанаозенцам и вместе с ними выйти 16 декабря этого года на место трагедии, чтобы достойно провести День памяти жертв жанаозенской трагедии и установить сообща мемориальную доску с именами погибших.

Эта поездка в Жанаозен по следам прошлогодней трагедии отличалась от предыдущих наших поездок тем, что нас никто не преследовал, не пытался преградить нам дорогу, не создавал проблемы с жителями города. Этот пресс-тур был как бы презентационным со стороны руководства «Озенмунайгаза» и местного акимата, чтобы показать реальные дела по оздоровлению ситуации в регионе. Теперь мы имеем возможность сравнить, когда органы и организации действительно хотят (да, да - с применением административного и финансового ресурса) покаяться за преступление режима и, наконец, попытаться на деле исправить то, что было испорчено десятилетиями.

Жанаозен - один из многих проблемных мест Казахстана, но именно этот город стал символом нашей общей трагедии - деградации власти и морального падения общества. Может, Жанаозен со всей кровью и болью простых людей сможет, как святыня, объединить нас первоначально в молитве - за Прощение и Прозрение.  А потом, когда грешникам и жертвам воздастся, он станет образом нашего государственного Возрождения.

Мы будем следить за событиями в Жанаозене в рамках достигнутых договоренностей в процессе прошедшего пресс-тура.

Гульжан Ергалиева

http://www.guljan.org

0 пікір