Сенбі, 16 Желтоқсан 2017
Жаңалықтар 1067 0 пікір 7 Ақпан, 2012 сағат 11:27

Использование трансграничных рек Казахстана и Китая

Первый раз официальные переговоры по вопросу использования трансграничных рек состоялись в 1998 г. Начиная с этого года, между Казахстаном и Китаем прошли пять раундов переговоров по проблемам управления трансграничными реками. В итоге была создана Совместная рабочая группа экспертов по трансграничным рекам. И 6 ноября 2000 г. в г. Алматы прошло первое заседание этой группы, где был согласован предварительный список 23 трансграничных рек, выработан перечень работ по 3 этапам. В итоге, 12 сентября 2001 г. в г. Астана было подписано Соглашение между правительствами Казахстана и Китая по вопросам сотрудничества касательно использования и охраны трансграничных рек. Это соглашение было утверждено Постановлением Правительства РК от 10 сентября 2002 г. за № 989. (Следует отметить, что проект данного соглашения был представлен еще в феврале 1992 г. Казахстаном в КНР.) На основе этого соглашения и была создана казахстанско-китайская Совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек.

 

Первый раз официальные переговоры по вопросу использования трансграничных рек состоялись в 1998 г. Начиная с этого года, между Казахстаном и Китаем прошли пять раундов переговоров по проблемам управления трансграничными реками. В итоге была создана Совместная рабочая группа экспертов по трансграничным рекам. И 6 ноября 2000 г. в г. Алматы прошло первое заседание этой группы, где был согласован предварительный список 23 трансграничных рек, выработан перечень работ по 3 этапам. В итоге, 12 сентября 2001 г. в г. Астана было подписано Соглашение между правительствами Казахстана и Китая по вопросам сотрудничества касательно использования и охраны трансграничных рек. Это соглашение было утверждено Постановлением Правительства РК от 10 сентября 2002 г. за № 989. (Следует отметить, что проект данного соглашения был представлен еще в феврале 1992 г. Казахстаном в КНР.) На основе этого соглашения и была создана казахстанско-китайская Совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек.

 

На 1-м заседании комиссии в г. Пекине с 27 по 31 октября 2003 г. обсуждались вопросы разработки и принятия Положения о деятельности комиссии и решение соответствующих вопросов по реализации межгосударственных соглашений «О сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» от 12 октября 2001 г. По всем обсужденным вопросам был подготовлен и подписан сторонами протокол Заседания Совместной Комиссии.

На первом заседании комиссии был также согласован план работы на следующий, 2004 г. Впоследствии - это станет обычной процедурой работы каждого заседания комиссии.

Второе заседание комиссии прошло в октябре 2004 г. в г. Алматы. По итогам этого заседания был подписан Меморандум о немедленном уведомлении сторон о стихийных бедствиях на трансграничных реках. (Впоследствии, на основе данного меморандума 20 декабря 2006 г. в г. Пекин было подписано Соглашение между министерством сельского хозяйства РК и министерством водного хозяйства КНР о развитии научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных реках.)

 

В октябре 2005 г. в городе Шанхай (КНР) состоялось третье совещание казахстанско-китайской Совместной комиссии по использованию и охране трансграничных рек, на котором был утвержден порядок экстренного взаимного уведомления казахстанской и китайской сторон информацией в случае возникновения стихийных бедствий при паводках и ледовых явлениях на трансграничных реках. Стороны обменялись гидрологическими и гидрохимическими данными по гидропостам, а также был проведен обмен стандартными государственными образцами для анализа воды по 10 ингредиентам и другими дополнительными образцами. Также проведен сравнительный анализ результатов гидрологических и гидрохимических наблюдений. Существенным итогом переговорного процесса с китайской стороной стало обсуждение проектов Соглашений, касающихся трансграничных рек, предложенных казахстанской стороной. Казахстанская сторона проинформировала китайскую сторону о ее готовности разработать проект Соглашения по вододелению на трансграничных реках Иртыш и Или и направить его китайской стороне по дипломатическим каналам.

 

Четвертое заседание комиссии прошло в октябре 2006 г. в г. Алматы. На этом заседании, по предложению казахстанской стороны, в первую очередь были рассмотрены вопросы использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек с учетом взаимоприемлемых интересов и перспектив на длительное будущее. В ходе работы комиссии также были рассмотрены технические вопросы строительства объединенного гидроузла «Достык» на пограничной реке Хоргос.

 

В июне 2006 г. в г. Пекин прошло пятое заседание комиссии в русле встречи рабочих групп экспертов. На этой встрече в большей мере обсуждался вопрос совместного строительства гидроузла «Достык» на пограничной реке Хоргос. На данном заседании было рассмотрено технико-экономическое обоснование, внутригосударственные процедуры проекта строительства гидроузла «Достык». Кроме того, эксперты рабочих групп приняли решение об обмене гидрологическими и гидрохимическими данными пограничных гидропостов сторон на реках Иртыш и Текес. На заседании был также рассмотрен вопрос о порядке экстренного взаимного уведомления в случае возникновения стихийных бедствий при паводках и ледовых явлениях на трансграничных реках.

Последние заседания комиссии стали носить более точечный, конкретный характер. Это начало наблюдаться с шестого заседания комиссии. Возможно, это стало возможным после визита в начале 2009 г. в Казахстан председателя КНР Ху Цзиньтао. В ходе своего разговора с Н. Назарбаевым по вопросам вододеления и охраны трансграничных рек лидер КНР заверил казахстанскую сторону в необходимости разрешения данной проблемы.

В соответствии с, поддержанным Ху Цзиньтао, предложением казахстанской стороны, шестое заседание комиссии прошло 4 декабря 2009 г. в г. Пекине в рамках казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству. Казахстанскую делегацию на переговорах возглавлял первый заместитель премьер-министра Умирзак Шукеев. С китайской стороны также был высокий уровень представительства - заместитель премьера Государственного совета Ван Цишань.

 

Данный факт означал, что Казахстану удалось вынести проблему использования трансграничных рек на общегосударственный уровень, то есть отойти от сугубо технической стороны, на чем настаивала китайская сторона. Возможно, поэтому на этом заседании комиссии впервые широко рассматривались вопросы вододеления и охраны трансграничных рек. В частности, китайской стороне был презентован и предоставлен проект Концепции по вододелению на реках Иртыш и Или, а также проект Соглашения по контролю качества трансграничных вод и предупреждению их загрязнения.

 

13 ноября 2010 года в ходе 7-го заседания казахстанско-китайской Совместной комиссии по использованию и охране трансграничных рек в г. Караганде было подписано Соглашение о совместном строительстве объединенного гидроузла «Достык» на реке Хоргос, являющейся притоком реки Или. (Необходимо отметить, что Казахстаном и Китаем еще в 1992-1993 гг. были подписаны Протоколы о совместном строительстве объединенного водозаборного гидроузла на р. Хоргос.) Предполагается, что посредством данного гидроузла можно будет использовать водные ресурсы в равных объемах для обеих сторон. Это соглашение стало наиболее значительным результатом за все время работы комиссии.

 

На восьмом заседании комиссии, прошедшем в г. Семей в июле 2011 г., были рассмотрены первые результаты взаимных осмотров гидропостов на р. Иртыш. На этом заседании, по предложению казахстанской стороны, также был рассмотрен вопрос реконструкции гидроузла на реке Сумбе [1], построенного на основе соглашения в 2008 г. и ущемляющему наши водные интересы в настоящее время.

 

Также был проведен сравнительный анализ гидрогеологических и гидрохимических данных, взятых на гидропостах рек Иртыш, Или и Текес. Был поставлен вопрос о совместных научных исследованиях качества вод и других проблем трансграничных рек. На встрече также обсуждались технические задачи дальнейшего строительства объединенного гидроузла «Достык». (Строительство гидроузла началось в апреле 2011 г. и, согласно плану, будет продолжаться полтора года.)

 

Таким образом, начиная с седьмого заседания комиссии, стали находить свое конкретное воплощение совместные работы по техническим аспектам вододеления на трансграничных реках между двумя государствами (запланированные сроки - 2011-2014 гг.) В прошлом, 2011 году, между Казахстаном и Китаем было также принято соглашение о совместном разделе ресурсов трансграничных рек Или и Иртыша к 2014 г.

 

 

Позиции официального Пекина и официальной Астаны по проблеме трансграничных рек

Позиция КНР. Позиция Китая по трансграничным рекам обусловлена в первую очередь планами превращения Синцзяна в региональный и торговый центр в Центральной Азии с дальнейшим распространением влияния и на Средний Восток.

 

Кроме того, в Китае существуют планы заселения этническими китайцами (ханьцами) Синьцзяна. На фоне активного естественного воспроизводства этого района - это приведет к существенному росту его населения. Соответственно, это потребует увеличения, как сельскохозяйственного, промышленного потенциала региона, так и его обеспеченности водой. Между тем, Синьцзян-Уйгурский автономный район наименее обеспеченный водными ресурсами район Китая. Синьцзян обладает водными ресурсами всего в 26,3 кубокилометров в год, что позволяет обеспечить водой только 18 млн. человек. Но уже сейчас население района составляет около 20 млн. человек с потенциалом дальнейшего роста. Здесь много опустыненных районов, в особенности Таримская впадина в районе Кашгара. В данном районе вода стоит потребителям 0,39 юаней за кубометр.

 

Таким образом, позиция Китая по трансграничным рекам тесно зависит от положения дел в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В этом русле, собственно, и находятся действия КНР по использованию трансграничных рек.

 

Так, в настоящее время реализовывается план строительства канала от р. Или до западной части Таримской котловины для ее водоснабжения. В КНР, кроме того, за последние 15 лет построены каналы «Черный Иртыш-Карамай» и «Иртыш-Урумчи». По первому каналу будет перебрасываться значительный сток реки Черный Иртыш в озеро Улюнгур. С этого озера вода затем пойдет на промышленные предприятия Карамайского нефтяного бассейна для питьевого и промышленного водоснабжения, а также на орошение сельскохозяйственных посевов в этом районе.

 

Второй канал направлен на снабжение водой Таримского бассейна. Следует отметить, что эти два канала строились с учетом того, что пропуск воды по ним может быть доведен до 6,3 куб. км. воды в год. Кроме того, в настоящее время Китай интенсивно начинает осваивать 13 водохранилищ и 59 гидроэнергетических установок, действующих в русле реки Или. Все это будет направлено не только на увеличивающиеся посевные площади, которые планируется довести до 600 тыс. га в 2015 году, но и на возводящиеся промышленные объекты.

 

Таким образом, КНР в полной мере планирует использовать сток рек Черный Иртыш и Или. Тем самым Китай не настроен на скорейшее разрешение этой проблемы и, возможно, поэтому китайская сторона предлагает подходить к использованию и охране трансграничных рек с технических позиций на межведомственном уровне. Следует также отметить, что Китай может занимать волюнтаристскую позицию по вопросам использования и охраны трансграничных рек в виду того, что он не является участником Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997) и Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992).

Позиция Казахстана. Казахстан заведомо находится в менее выгодном положении в виду того, что р. Или и Иртыш на 70% формируются в Китае. Поэтому вопросы вододеления и контроля за качеством трансграничных рек Казахстан рассматривает с позиции международного права, в частности на основе двух вышеуказанных конвенций. В связи с этим Казахстан стремится решать проблему трансграничных рек на высоком государственном уровне. Не случайно Казахстан в 2008 г. предложил включить комиссию по использованию и охране трансграничных рек в состав механизма казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству.

 

Стремление КНР затянуть разрешение проблемы вододеления и охраны трансграничных рек стимулирует Казахстан предпринимать адекватные меры. В частности, Казахстан серьезно рассматривает возможность реализации проекта поворота рек Ак-Кабы и Кара-Кабы, стоимостью в почти 1 млрд. долл. США. Данные реки посредством прокладки тоннеля намереваются развернуть от границы и направить в Черный Иртыш уже на казахстанской стороне. Кроме того, Казахстан посредством СМИ пытается нагнетать проблему трансграничных рек. Например, в государственных и провластных казахстанских СМИ акцентируют внимание на возможных экологических последствиях от массированного забора и загрязнения вод трансграничных рек с китайской стороны.

 

Тем не менее, Казахстан понимает, что волюнтаристскими мерами нельзя решить проблему использования и контроля качества вод трансграничных рек. По-видимому, это обусловлено следующими фактами.

 

Во-первых, в соответствии со статьей №4 «Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» Казахстан не может противодействовать планам КНР по расширению забора воды рек Или и Иртыш, так как это является рациональным подходом китайской стороны.

 

Во-вторых, следует учитывать зависимость Казахстана по многим экономическим и торговым вопросам от КНР, например, по энергетическому сотрудничеству. В связи с этим не случайно в 2007 г. Казахстан предлагал Китаю произвести обмен по стоку трансграничных рек, в первую очередь Или и Иртыша на льготный контракт по поставкам продовольствия. Однако, КНР отвергла это предложение.

Экологические и экономические последствия использования трансграничных рек Или и Иртыш

 

Таким образом, учитывая приведенные факты, следует ожидать уменьшения водных ресурсов в бассейне реки Иртыш: к 2030 году на 8 куб. км, к 2040 году - на 10 куб. км, к 2050 году - на 11,4 куб. км. Все это приведет, во-первых, к значительному снижению выработки электроэнергии на каскаде ГЭС на Иртыше до 25% к 2030 году и до 40% к 2050 году. Это также будет способствовать фактическому прекращению судоходства в РК на этой реке с 2020 года. Во-вторых, данная ситуация приведет к практической деградации каналов, водохранилищ (Бухтарминское и Шульбинское) на территории Казахстана, питающихся из р. Иртыш. В-третьих, произойдет ухудшение качества поверхностных вод и загрязнение подземных вод.

 

В-четвертых, в том случае, если начнется массированный забор вод Иртыша со стороны Китая, то русло Иртыша на всей территории Казахстана и до г. Омска может стать цепью болот и стоячих вод. Понятно, что это приведет к катастрофическому ухудшению не только экологической, но и экономической ситуации в данном регионе.

 

В-пятых, реализация планов КНР по увеличению забора вод Иртыша посредством каналов и других гидротехнических сооружений приблизит высыхание в первую очередь озера Зайсан, питающегося водами этой реки.

 

Массированный забор вод р. Или с китайской стороны приведет в первую очередь к обмелению озера Балхаш. Река Или является основным поставщиком воды в озеро Балхаш. Она дает 70-80% всего притока воды в это озеро. Река начинается в горах Тянь-Шаня, преимущественно на китайской стороне. Соответственно, река Или питается таянием ледников этой горной системы. В настоящее время озеро Балхаш существует благодаря интенсивному таянию ледников Тянь-Шаня.

 

По мнениям экспертов, несмотря на увеличение ледникового стока на Тянь-Шане, повышение норм забора воды Или даже на 10 % станет катастрофой в виде разделения Балхаша на два водоёма с последующим высыханием восточной части. Обмеление Балхаша вызовет распространение соли с его дна по всей территории региона, включая ледники Тянь-Шаня, расположенные в Китае, которые, после этого, начнут таять.

 

В результате, в горные реки будет поступать меньше воды. Тем самым Китай, находящийся в верховьях стока рек Или и Иртыш, окажется в роли распорядителя дефицитной воды. Кроме того, таяние ледников Тянь-Шаня выльется в сброс в низовья большой массы воды вместе с селевыми потоками. Это приведет к катастрофической ситуации на территории ряда районов не только Китая, но и Казахстана и Кыргызстана.

 

Кроме того, ускоренное промышленное развитие северо-западного Китая, может существенно увеличить загрязнение озера Балхаш в Казахстане химикатами и удобрениями. Необходимо отметить, что значительный вклад в загрязнение вод Или и Иртыша вносят промышленные объекты, расположенные и в Казахстане.

 

Следует также отметить, что значительный сток воды рек Или и Иртыш (около 7,5 куб. км, что соответствует 15 % всех их водных ресурсов) происходит в результате нерационального использования и ее непроизводственных потерь из-за халатности, как китайской, так и казахстанской сторон.

 

Кроме того, следует отметить, что ситуация со стоком вод данных рек, как произвольного, так и непроизвольного характера, практически не контролировалась до начала работы совместной комиссии. До этого момента гидрологические посты на реках Иртыш и Или стороны не работали. Кроме того, на р. Или, с казахстанской стороны в недостаточном количестве установлены данные посты. В результате до сих пор Казахстан не знает точно сколько воды поступает из Китая по Или. Во многом это мотивировано отсутствием достаточного количества полноценных кадров. Такая же ситуация, можно сказать, наблюдается и в отношении других трансграничных рек.

Выводы

1. По всей видимости, позиция китайской стороны по вопросам вододеления и охраны трансграничных рек была обоснована их стремлением растянуть время для того, чтобы реализовать свои водные проекты развития Синцзяна.

2. За предыдущие два года (2010-2011 гг.) наметился значительный прогресс во взаимоотношениях Республики Казахстан и КНР по проблемам трансграничных рек. В то же время основные соглашения между Казахстаном и Китаем касательно вододеления трансграничных рек Иртыш и Или находятся на стадии разработки и еще потребуется немало усилий, чтобы эти соглашения были подписаны на правительственном уровне.

Рекомендации

1. Необходимо ускорить подписание основополагающих документов по правовым вопросам вододеления и охраны трансграничных рек на основе норм международного права.

2. Представляется целесообразным вынести рассмотрение проблемы трансграничных рек на уровень ШОС и трехсторонних переговоров (Россия, Казахстан, Китай).

3. Необходимо продолжить строительство совместных гидроузлов на трансграничных реках, что позволит предотвратить массированный водозабор с китайской стороны.

4. Возможный дефицит водообеспечения с трансграничных рек в РК можно избежать посредством введения ресурсосберегающих технологий, как-то: закрытый водооборот на промышленных предприятиях, технологии капельного орошения в сельском хозяйстве. В результате вполне возможно снижение вдвое к 2040 году удельных норм водопотребления. В этом аспекте возможно введение инженерных систем затопления и освоения пойм.

5. Необходимо создать систему подготовки и переподготовки кадров гидрологических служб, расширить, усовершенствовать и модернизировать их сеть контроля (гидропосты и т.д.) на всех речных бассейнах Казахстана.

6. Представляет интерес проект поворота стока вод сибирских рек в сторону Центральной Азии.

 

Примечание

[1]. Соглашение между представителями администрации Раимбекского района Алматинской области РК и представителями администрации уезда Джау су Иле-Казахской автономной области КНР по рекам Сумбе и Кайшыбулак (г. Монгол-Куре, 12 июля 2004 г.)

06.02.2021 г.

Талгат Мамырайымов, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры

http://www.sarap.kz/rus/view.php?id=477&sarap=92de0e0774556828fe7dcd4256c1da9a

0 пікір